В России готовится серьезная революция по социальной политике

— Никита Иванович, Всемирный банк предлагает внедрить программу адресного минимального гарантированного дохода, который государственному бюджету выйдет дешевле, чем существующие меры помощи. Они даже приводят цифры — всего 0,33% от ВВП.

Это — основной посыл рекомендаций Всемирного банка. Мы и сейчас можем зайти на сайт «Госуслуг» и ознакомиться с перечнем мер адресной социальной поддержки, в том числе критериями людей, которые могут получить выплаты. То есть — адресная поддержка вроде бы есть в России. Тут нет никакого противоречия?

— Тут все-таки посыл у Всемирного банка — несколько другой. В принципе, никакой сенсации он в себе не содержит. Потому что этому докладу и многим другим подобным идеям, которые сейчас высказываются и обсуждаются в правительстве, Счетной палате, других госструктурах и в экспертном сообществе, толчок дала, конечно, пандемическая ситуация.

Во-первых, уточним термины. Когда мы говорим о социальной поддержке, социальной помощи и то, что действительно имеет в виду Всемирный банк, это — так называемые нестраховые социальные трансферты. Сюда не входят пенсии, больничные листы и масса других вещей, которые идут нам после того, как мы вносим эти страховые платежи в государственные внебюджетные фонды.

Если брать чистые нестраховые денежные потоки, в основном из Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования, которые являются главными операторами, то в прошлом году сумма, конечно, получилась очень впечатляющая. Это — больше 10 триллионов рублей — на 17% больше, чем в доковидном 2019 году.

Читайте также:  Дело "Башкирской содовой компании" связано с возможным рейдерским захватом в Казахстане

Чистая дельта, чистый плюс по социальным трансфертам на поддержку, преимущественно, конечно, неимущих и малообеспеченных граждан, больше 2 триллионов рублей. Много это или мало — вопрос тоже неочевидный в своем немедленном ответе. Поэтому посмотрим на ситуацию.

Итоги-2020 — коронавирус бедность сократил

По завершению 2020 года что мы получили коэффициент бедности (их процент от трудоспособного населения) — 12,1%. В абсолютных цифрах — это почти 18 миллионов человек — 17,8.

Что было бы, если бы не случилась массированная социальная поддержка в прошлом году? — Мы получили бы уровень бедности более чем 14%. Дополнительные 2 триллиона нам позволили отыграть 2%.

Вопрос об эффективности этих затрат, естественно, и в прошлом году стоял и сейчас тоже обсуждается. И Всемирный банк тоже ратует за то, что надо повышать эту отдачу. Никто не против. Абсолютно никто не против. Все — только «за».

И когда в прошлом году, после первых двух месяцев карантинов и всего прочего, возник общенациональный план восстановления экономики, там был записан один пункт и целый раздел под него был выделен с достаточно большим набором конкретных мер — создание института социального казначейства.

Читайте также:  Парадокс: инфляция невысока, а цены устремились в космос

Смысл его заключается в том, чтобы избавить людей от хождения по инстанциям, выбиванием различного рода справок и так далее, и тому подобное, разрешающим им получать какое-то пособие.

Кроме этого, естественно, у нас огромное количество людей имеет право на многое с точки зрения социальной помощи и поддержки, но они очень часто не знают об этом. А, кроме того, это — такие мизерные пособия, что даже упоминать несколько сотен рублей на что-то действительно жизненно важное — просто несерьезно.

Поэтому мы всегда говорили, что у нас социальная политика, конечно, масштабная. Если засчитать туда все пенсионные траты, плюс другие близко социальные вещи, у нас получается не меньше трети всех государственных расходов, а если по максимуму туда еще образование и здравоохранение приписать, будет больше половины бюджета.

На какие выплаты, права имеем

Тем не менее, это все размазывается по тарелке. Конкретному человеку для того, чтобы он решил свои жизненные проблемы, с которыми он столкнулся в какой-то нетрадиционной, нетривиальной тяжелой ситуации, эти меры обычно не помогают.

Просто и средства до него часто не доходят, и он даже не знает, на что имеет право. Даже если он имеет право, чтобы доказать это представителям государству нужно потратить гораздо больше усилий, чем представляется возможным.

Читайте также:  Путин принял политическое решение по дедолларизации

Поэтому смысл социального казначейства на словах достаточно прост — это создание социального реестра населения России. В нем на основе всех баз данных, которые находятся в распоряжении государства, создается некий потрет домохозяйств — семьи — с расходами и доходами, с уровнем обеспеченности и правами.

А это — уже адреса, пароли и явки, как говорит наш президент, кому чего не хватает и кто на что может претендовать. Естественно, как только все интегрировано, выяснены адреса нуждаемости, дальше это работает уже в таком автоматическом режиме.

Когда человек просто заходит на портал «Госуслуг», в режиме личного кабинета ему будет доступна полная выкладка, на что он имеет право.

Вы делаете пару кликов на то, что вам необходимо, и автоматически те государственные организации, которые уполномочены на проводку таких трансфертов, вам предоставляются.

Эта технология пока еще находится на стадии «перо в чернильнице», тем не менее, она, по крайней мере, проста и всем понятна. Это для социальной политики в российском государстве — серьезная революция.

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:
Похожие новости:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *