Неофициальные версии
На днях о том, что администрация президента США Джозефа Байдена может пересмотреть политику в отношении проекта в сторону смягчения санкций, сообщили сразу два авторитетных издания — британское The Financial Times и американское The Wall Street Journal. Речь идёт, в том числе, о возможном смягчении санкций. Якобы готовность к переговорам выразил госсекретарь США Энтони Блинкен.
Впрочем ещё одно солидное издание — германское Handelsblatt — сообщает, что прямых переговоров между США и Германией ещё не было. А речь идёт о том, что между различными американскими структурами — госдепом, минфином, минэнергетики, а также Советом нацбезопасности — идёт выработка дальнейшей стратегии в отношении «Северного потока — 2».
В Берлине настаивают, что газопровод должен быть достроен. И неоднократно заявляли о неприемлемости экстерриториальных санкций США. При этом считается, что Джо Байден заинтересован в восстановлении прочных отношений с Германией, удар по которым был нанесён предыдущим хозяином Белого дома.
Официальная позиция Вашингтона, впрочем, остаётся неизменной. Пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки заявила накануне, что США по-прежнему считают газопровод «Северный поток — 2» «плохой сделкой» для Европы. При этом она сослалась на мнение Джо Байдена.
И заявила, что якобы «Северный поток — 2» подвергает Центральную Европу и Украину манипуляциям со стороны России, а также потому, что противоречит заявленным Брюсселем целям в области энергетики.
В общем, разница с политикой предыдущей администрации пока как-то не очень заметна. А вернее, её совсем нет.
Возможные варианты смягчения или отмены санкций. И что дальше?
Но тогда о каком же пересмотре политики может идти речь? По данным The Financial Times, обсуждаются две возможные стратегии.
Во-первых, создать механизм, позволяющий прерывать поставки газа, чтобы не дать Москве использовать «Северный поток — 2» для давления на Украину. Во-вторых, не запускать уже достроенный газопровод до тех пор, пока Москва не согласится изменить в определённой степени свою политику.
Если США и Германия придут к согласию по поводу какого-либо из этих двух вариантов, то в принципе нет большой разницы с «заморозкой» строительства газопровода. Ведь, по сути, «Северный поток — 2» будет поставлен в зависимость от политики, проводимой Вашингтоном и Берлином.
Примерно понятно, по каким критериям будет оцениваться степень давления на Украину. Россию будут вынуждать заключать соглашения о транспортировке газа через территорию этой страны. А вот «изменение» российской политики предполагает вообще практически ничем не ограниченную свободу маневра. Под это требование можно подогнать всё что угодно.
А вот как деятельность противников строительства газопровода оценил президент России Владимир Путин. По его мнению, это попытка заставить Россию заплатить за события на Украине.
«Почему все так крутятся вокруг «Северного потока — 2»? Хотят заставить Россию платить за их геополитический проект на Украине«, — сказал Путин на встрече с лидерами парламентских фракций 17 февраля.
Россию, понятно, это категорически не устраивает. Так что впереди ещё много событий, связанных со строительством и эксплуатацией «Северного потока — 2».