Банкротство НКВЗ: кто виноват?

Немного истории. Новокузнецкий вагоностроительный завод был открыт в 2008 году на базе нескольких цехов Кузнецкого металлургического комбината в процессе реорганизации этого крупного предприятия. Завод был рассчитан на производственную мощность 4,3 тыс. полувагонов в год. В 2012 году было выпущено 3623 полувагона. 2013 год был юбилейным — завод отметил своё пятилетие. В 2013 году предприятие было на седьмом месте по общему выпуску вагонов в России, занимая около 4 % российского рынка. Завод первым в России разработал и освоил выпуск полувагонов с объёмом кузова, увеличенным до 90 кубометров. Одним из крупнейших покупателей вагонов производства НКВЗ была компания ПАО «ТрансФин-М», акционером которой является пенсионный фонд ОАО «РЖД» НПФ Благосостояние. Всего «ТрансФин-М» было приобретено около 70% всех вагонов, выпущенных заводом за историю его существования.

Первые признаки предстоящего застоя на железнодорожном рынке появились еще в 2012-13гг., когда доходность от оперирования вагонами упала, а объем перевозок у многих операторов сократился из-за снижения погрузки на сети ОАО «РЖД». По данным Минпромторга в 2013-2014гг., на неполную рабочую неделю переводили своих сотрудников НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ), «Алтайвагон», «Рузхиммаш» (входит в «Русские машины»), «Промтрактор-Вагон» и другие компании. Основными причинами падения спроса на продукцию вагоностроителей стали отсутствие средств у потенциальных покупателей и профицит вагонного парка на сети. Общий избыток грузовых вагонов еще в 2014 году оценивался в 300 тыс. (при общим объеме парка — 1,2 млн вагонов). Ситуация усугубилась, когда введенные в отношении России санкции привели к девальвации рубля и, как следствие, резкому повышению ключевой ставки ЦБ. В результате в конце 2015 — начале 2016 гг процентные ставки в банках выросли до 20-25%, и кредитование оказалось недоступным для большинства предприятий.

И именно в 2014 году, в момент, когда уже были понятны негативные тенденции рынка и влияние профицита, вместо того чтобы фокусироваться на перепрофилировании завода или загодя сертифицировать помимо полувагонов более востребованные и перспективные типы вагонов, как стало известно одной из компаний, один из собственников НКВЗ Юрий Байченко при содействии и поддержке Сергея Тимошенко, являвшегося на тот момент управляющим директором ООО Управляющая Компания «Сибирская транспортно-машиностроительная группа» и действовавшего по доверенности от этой организации в части текущего руководства заводом и подписания договоров от имени ОАО «НКВЗ», не ставя в известность других собственников, начал выводить имущество предприятия на своих родственников и других подставных лиц. Имеются решения суда, в которых говорится, что, предвидя банкротство ОАО «НКВЗ» в 2014 году, он не начал оптимизировать работу завода, а предпринял все усилия по сокрытию имущества, начав «распродавать» его своим близким родственникам (отцу Байченко Юрию Андреевичу, матери Байченко Нине Тимофеевне), а также своему давнему соратнику Евсееву Андрею Борисовичу, с целью не расплачиваться за долги ОАО «НКВЗ» как перед Сбербанком, так и перед другими кредиторами. В частности, в Определении Арбитражного суда Кемеровской области от 05.10.2017 года по делу № А27-13888/2016 указано: «Байченко Ю.Ю., являясь аффилированным лицом по отношению к ОАО «НКВЗ», знал о неисполнении обязательств ОАО «НКВЗ» перед другими кредиторами. Он мог предвидеть или предвидел, что последуют судебные иски о взыскании долга, в том числе и по кредитным обязательствам ОАО «НКВЗ», обеспеченным поручительством Байченко Ю.Ю. В целях избежать обращения взыскания на имущество в рамках исполнительного производства для удовлетворения требований кредиторов, последним транспортное средство Infiniti QX было реализовано заинтересованному лицу (своей матери Байченко Н.Т.) по мнимой сделке».

Читайте также:  Кабмин официально признал планы по повышению пенсионного возраста

Сделка по «продаже» дорогостоящего автомобиля была признана недействительной, и суд обязал передать кредиторам автомобиль. Однако до настоящего момента решение суда так и не исполнено. Сам Байченко Ю.Ю. это решение не обжаловал. Кроме того, арбитражный суд Западно-Сибирского округа в своем Постановлении от 02.10.2017 года по делу № А27-13888/2016 сделал следующие выводы о поведении Байченко Ю.Ю. по продаже недвижимого имущества незадолго до банкротства ОАО «НКВЗ» — «поведение сторон сделки Байченко Ю.Ю. и Евсеева А.Б. очевидно свидетельствует о направленности их воли исполнить договор с целью вывода имущества должника из конкурсной массы, а не с целью получения должником равноценного исполнения за проданное имущество. Должник Байченко Ю.Ю. не направил вырученные от реализации недвижимого имущества средства на погашение требований кредиторов, в том числе требований Сбербанка».

16 ноября 2015 года на собрании кредиторов НКВЗ большинством голосов кредиторов (в том числе ПАО «ТрансФин-М», ООО «Желдорреммаш», АО «Вагонреммаш», АО «Вагонная ремонтная компания-2») было принято решение о введении в НКВЗ процедуры внешнего управления в целях восстановления его платежеспособности. Однако, ряд кредиторов (ПАО «Сбербанк России», КОО «Глобал Рисосиз энд Индастриз с.а.р.л») обжаловали решение собрания кредиторов о введении внешнего управления, требуя ввести конкурсное производство в целях прекращения деятельности НКВЗ. Итогом кризисной ситуации в железнодорожной отрасли, действий и бездействий действующего менеджмента стала полная остановка предприятия.

Читайте также:  Командира МЧС посадят за трагедию в "Зимней вишне"

«ТрансФин-М», будучи на тот момент крупнейшим кредитором завода (задолженность НКВЗ перед лизинговой компаний составила 2,6 млрд рублей), ходатайствовал перед судом о возможности восстановления производства, также были направлены письма на имя губернатора Кемеровской области Тулеева А.Г. и Главы города Новокузнецка С.Н. Кузнецова. Администрация региона поддержала сохранение завода. В распоряжении редакции имеется также письмо от имени Кузнецова С.Н. на имя гендиректора «ТрансФин-М» Зотова Д.А. в котором глава города говорит о поддержке инициативы компании по сохранению мощностей завода и выведению предприятия из кризиса, а также рекомендации о создании индустриального парка на базе цехов и площадки завода. 15 января 2016 года Арбитражный суд Кемеровской области также поддержал позицию «ТрансФин-М» и других кредиторов, отказав в удовлетворении заявления о признании решения собрания кредиторов недействительным, и уже 19 апреля 2016 года в отношении НКВЗ было введено внешнее управление.

В то же время, на протяжении всей процедуры внешнего управления ряд кредиторов, в том числе и компания КОО «Глобал Рисосиз энд Индастриз с.а.р.л», всячески препятствовали деятельности по восстановлению платежеспособности НКВЗ, в частности был заблокирован план внешнего управления. Фактически кредиторы отвернулись от проблем НКВЗ, отвергая все инициативы «ТрансФин-М». В конце концов в результате переговоров ПАО «Сбербанк России» (второй после «ТрансФин-М» по размеру требований кредитор завода) и ПАО «ТрансФин-М» заключили договор уступки прав требований. Требования ПАО «Сбербанк России» были уступлены «ТрансФин-М».

Читайте также:  Журналистика и День Победы: кому лучше молчать

Однако в связи с длительным неисполнением плана внешнего управления по ряду причин, в том числе в связи с невозможностью использования залогового имущества НКВЗ и отсутствием покупателей продукции, внешний управляющий ходатайствовал о введении процедуры конкурсного производства НКВЗ. 06 февраля 2017 года в отношении НКВЗ была введена процедура банкротства — конкурсное производство.

Все это время на протяжении 2015-2017 гг. «ТрансФин-М» продолжало поддерживать предприятие, обеспечивая сохранность и работоспособность имущества. Кроме этого за счет средств «ТрансФин-М» была полностью погашена задолженность по зарплате и компенсации при увольнении, платежи перед бюджетом и пенсионным фондом в объеме 175 млн рублей.

В перспективе снижения спроса на вагоны и существенного избытка вагоностроительных мощностей в России были привлечены консультанты, с помощью которых была детально проработана идея создания на базе производственной площадки НКВЗ индустриального парка с организацией новых производств различных видов продукции, имеющей стабильный спрос.

На сегодняшний день при помощи «ТрансФин-М» создана и функционирует управляющая компания индустриального парка, проводится работа по привлечению резидентов. Проработано более двух десятков проектов. Восстановлено имеющееся и начато приобретение нового оборудования. На площадку уже привлечены четыре резидента индустриального парка. Создано более 300 рабочих мест, в планах увеличение числа рабочих мест до 1000.

Да, банкротству НКВЗ поспособствовал кризис в отрасли грузоперевозок: падение ставок оперирования в три раза, отсутствие спроса на новые полувагоны. Однако, последствия можно было бы минимизировать, если бы Байченко Ю.Ю. и Тимошенко С.Н., вместо того чтобы растаскивать имущество уже хромающего предприятия, инициировали бы грамотные управленческие решения по перепрофилированию производства. Более того, в результате сговора того же Байченко Ю.Ю. с одним из кредиторов НКВЗ офшорной компанией КОО «Глобал Рисосиз энд Индастриз с.а.р.л» были заблокированы все варианты восстановления деятельности предприятия, и в результате затягивания процедур Новокузнецкий вагоностроительный завод погиб.

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:
Похожие новости:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *