В нашей стране информационные войны велись по двум основным темам: против присутствия России и против государства в целом, с отдельными атаками на основные ценности и государственные институты. Осуществлялись атаки в основном через иностранные фонды и грантовые программы с использованием сетей НПО и карманных СМИ.
И сегодня, после 44-дневной войны в Арцахе, именно армяно-российские отношения снова под угрозой, только на этот раз не без участия самой России, которая практически полностью игнорирует информационную войну на территории Армении, а некоторые российские эксперты и чиновники своими высказываниями лишь помогают западным фондам и организациям, как в Армении, так и за ее пределами, ставить под сомнение союзнические отношения наших стран, присутствие российских военных и пограничников на территории Армении и целесообразность дальнейшего присутствия Армении в ОДКБ.
За столько лет к сожалению не было выработано механизмов противодействия пропаганде. Возможно по той причине, что уровень доверия к России оставался на достаточно высоком уровне и чиновники посчитали, что можно не заморачиваться… И, действительно, несмотря на довольно развитую еще с 90-х пропагандистскую сеть, лишь дважды доверие пошатнулось: когда российский служащий убил семью в Гюмри, включая двоих детей, и во время Апрельской войны 2016 года, когда по армянским солдатам стреляли российским оружием, а Рогозин сделал заявление из серии «ничего личного-просто бизнес».
Однако все эти острые проблемы более-менее удалось преодолеть. Роль России в прекращении войны в Арцахе, после нападения азербайджано-турецких войск с привлечением террористических группировок, несомненно велика, но о том, какой была эта роль, обычному армянину понять сложно, ввиду того информационного вакуума, который образовался не без помощи правительства Армении во время войны, а так же после подписания трехсторонних договоренностей…
Именно вокруг роли России и разворачиваются основные «информационные боевые действия» в армянском медиапространстве, сопровождаясь обильными «бомбардировками» с запада от Джорджтаунского университета, Caspian policy до рядового грантоедского армянского СМИ, представляющего Россию предательницей и не способной обеспечить справедливость и безопасность для своих союзников армян, как в абсолютно пророссийском Арцахе, так и в самой Армении.
Только существует разница по сравнению с предыдущими годами. Теперь они это делают ссылаясь на:
- российские источники и экспертные сообщества,
- протурецкие и проазербайджанские связи в России и «план Лаврова»,
- на медиаперсон, которые наперебой бросились винить армян в их собственных бедах, пенять им выбором властей, которые кстати не были отторгнуты даже в самой России.
Ибо что значит неприятие России политического руководства революционного образца, мы все прекрасно видим на примере Украины, Белоруссии и даже Саакашвили до сих пор вспоминают нелестным словом, и уж точно не называют «мужественным человеком».
Именно на таких тонких эмоциональных струнах и играют западные партнеры, по сути удачно пользуясь форматом, где Россия взяла на себя полную ответственность за процесс урегулирования, используя это с выгодой для себя: выражая озабоченность, призывая вернуть пленных и прочие «простослова» приятные слуху, не имеющие юридической силы, как недавно произнесенное Байденом слово Геноцид.
Но почему нет ответа от России?
Для простого человека, испытывающего симпатии к России, очень странно и неприятно слышать заявления С. Лаврова или В. Путина
- о роли Турции,
- о необходимости открыть коммуникации, при этом не упоминающих ни вопрос статуса Республики Арцах, ни вопрос о привлеченных Турцией и Азербайджаном террористах,
- и уж тем более об ответственности за развязывание войны, сбитый российский вертолет и применение запрещенного вооружения на мирное население Степанакерта…
Более того, на «Примаковских чтениях» господин Лавров слово в слово повторил ту агитацию, которую годами и за большие деньги внедряли тут, в Армении, именно западные фонды и НПО и именно Россия на тот момент была тем противовесом и надеждой на справедливость и поддержку, как союзник и друг. А что мы видим сейчас?
Удивительное единодушие: это все на фоне того, что ни Турция, ни Азербайджан никогда не скрывали своего желания уничтожить государство Армения, приписывая себе суверенные армянские территории, культурное и историческое наследие. А те зверства, которые творились в отношении мирных граждан и военных, просто потому что они армяне, даже обозначать не хочется. Но методы у наших соседей не превзошли по своему «гуманизму» 1915-1923гг и ничем не уступали ни по идеологии, ни по методам Геноциду армян в Османской Турции, разве что тогда кассетных бомб и байрактаров не было.
Россия не может не замечать…
Перевод политических, военных и дипломатических тем в эмоциональное русло и есть цель пропаганды, и в условиях, когда никакой работы с населением не ведется, дабы объяснить, что происходит на самом деле. А со стороны российского экспертного сообщества все чаще слышны похоронные настроения в адрес Армении и понимающе-партнерские в адрес Турции, неудивительно, что пропаганда работает на ура.
События на границе Таджикистана, особенно на фоне того, как оккупация суверенной территории Республики Армения в Сюникской и Гегаркуникской областях, была названа «приграничным инцидентом» генсеком ОДКБ, так же может и будет способствовать раскручиванию тезисов
- «Россия бросила Армению»,
- «Россия делает все в интересах Турции»,
- «Россия помогает всем, кроме Армении потому что план турок-это план русских».
При этом именно с Россией ассоциируется ОДКБ у простого армянина, хотя понятно, что это далеко не так.
Авторы: Армине Саакян, Мариета Епремян