Ученые уверены: особое значение в хоррорах имеют крики — ведь это сигнал тревоги. Они распределяются в картине особым образом, а их тональность неуклонно повышается.
Проанализировав звуки из ста с лишним картин разных жанров, эксперты выяснили, что в фильмах ужасов на единицу времени приходится больше криков, чем в любых других кинолентах. Результаты своих исследований специалисты представили в журнале Biology Letters.
Эволюционисты считают, что тональность каждого крика непостоянна, кроме того, они «рассыпаны» по фильму хаотически — в расчете на эффект неожиданности. Когда «вопли» звучат там, где зритель их не ждет, ему труднее их игнорировать, именно поэтому они оказывают на человека максимальное воздействие.
Читайте также: Насилие в играх — агрессия в жизни
В драматических фильмах криков намного меньше, однако их тональность меняется очень резко. В приключенческих же картинах, как выяснили ученые, преобладают мужские окрики.
Музыковед из университета Сиднея рассказал журналистам, что создатели лент уже давно инстинктивно понимали, что крики очень важны для возбуждения у зрителей сильных эмоций.
Например, в классическом «ужастике» Хичкока «Птицы» естественные крики пернатых присутствуют только в самом начале фильма. Нападения птиц на людей происходят также под издаваемые птицами звуки, но уже специально обработанные.
Но настоящий крик ужаса — очень непростая вещь. В реальности душераздирающий вопль настолько труден для воспроизведения на съемочной площадке или в студии при озвучивании, что звукорежиссеры часто используют оду и ту же фонограмму во многих картинах.
Читайте также: Массовые страшилки: НЛО, вампиры, оборотни…
Ученые: Фильмы ужасов провоцируют тромбоз
В Думе хотят запретить «ужастики» и «ментовские войны»
Кстати, самыми неповторимыми и запоминающимися в триллерах остаются все-таки женские крики. В Голливуде даже существует такое амплуа актрисы — «королева крика». Им, естественно, достаются роли героинь, которые по ходу сюжета попадают в неординарные ситуации, смертельно пугаются и истошно вопят.
При этом крупным планом демонстрируются их красивые лица, отражающие все оттенки ужаса. Первой королевой крика, получившей всемирную известность, была Фэй Рэй, сыгравшая в 1933 году в фильме «Кинг Конг».
Киноисторик Джордж Фелтенштейн как-то заметил по этому поводу: «Женщины, кричащие от ужаса, являлись оплотом Голливуда — даже когда фильмы были немыми».
Кстати, в 2000 году, когда отмечали 40-летие выхода на экраны другого триллера Альфреда Хичкока — «Психоз», киностудия Universal объявила конкурс на самый душераздирающий крик, который бы превзошел вопль «королевы крика» Джанел Ли. Участницы соревнования должны были представить себя на месте актрисы, изображавшей жертву, которую маньяк-убийца закалывает в душе.
Именно за роль жертвы в «Психозе» актриса была номинирована на «Оскар», а этот эпизод навсегда вошел в историю кино как один из самых страшных и изысканно снятых.