commons.wikimedia.org
Согласно проекта, унификация с одноразовым «Союзом-5» позволит запускать будущую отечественную ракету с Байконура, Восточного, и с плавучего космодрома в Тихом океане.
Проект является разработкой инженеров РКК «Энергия» и ракетно-космического центра «Прогресс». Этот носитель важен для удержания позиций России на рынке пусковых услуг.
Отметим, что эскизное проектирование «обычного» «Союза-5» завершено в конце ноября. Сообщается, что в ближайшие дни документация будет представлена в «Роскосмос».
Новая ракета, считают эксперты, будет совершать самостоятельную посадку — как и Falcon 9 американской корпорации SpaceX. В тех же США уже две частные компании разработали ракеты с посадкой первых ступеней после старта. Два года назад фирма Blue Origin в 2015 году провела испытания одноступенчатого носителя легкого класса.
А в 2017 году SpaceX провела 16 запусков Falcon 9. Из них три — с повторным использованием ранее запущенных ступеней. При этом известный бизнесмен и предприниматель Элон Маск построил свои многомиллиардные компании электромобилей и солнечных батарей с помощью миллиардов государственных субсидий.
Его компании Tesla Motors Inc., SolarCity Corp. и Space Exploration Technologies Corp., известная как SpaceX совместно извлекли выгоду из 4,9 млрд долларов государственной поддержки, полученных в рамках государственно-частной модели финансирования берегоукрепительных много стартапов.
Не так давно руководство»SpaceX» заявила, что обещанная выгода при запуске «возвращаемой» ракеты Falcon-9 была переоценена — оказывается, на этом можно сэкономить не половину или треть, а едва 10% стоимости. Да и то в случае, если SpaceX научится сажать хотя бы 5 ракет из 10 и они не будут взрываться на старте.
«В начале сентября запуск многоразовой ракеты Falcon 9 закончился взрывом на стартовой площадке. Ранее с Falcon-9 уже происходила катастрофа — тогда нештатно сработали двигатели. По мнению экспертов, Falcon — некий возврат в 60-е. По всем показателям он либо равен, либо уступает, либо слегка превосходит советский «Протон М», разработанный в 1965 году. Да и пресловутые многоразовые двигатели с расчетом на десятикратное использование начали разрабатывать в СССР в 1976 и закончили в 1980 году»,- отмечает Pravda.ru.
«Маск впарил NASA некую «хорошо забытую» старую идею под видом небывалых инноваций, развел американское правительство на несколько миллиардов долларов, а теперь играет в космические кораблики. Которые падают. Которые, даже не падая, не выгодны экономически. Которые вообще непонятно зачем и кому нужны. Но зато выглядит всё красиво, громко, инновационно и дорого», — писали в соцсетях.
«Маск выступает с суперпроектами, новациями — часть из них реализует за счет госбюджета при фантастическом пиаре, а часть просто «забывает», тут же предлагая новые «грандиозные планы» типа переселения на Марс»,- рассуждают в соцсетях. Но пока государство будет спонсировать его идеи, все это так и будет продолжаться.
Созданный по советскому проекту американский шаттл Dream Chaser совершил первую в истории успешную посадку.
Напомним, в 2013 году во время теста на планирование у корабля отказало шасси, летный прототип получил повреждения. В материале на сайте NASA говорится, что компактный шаттл создан на основе американского орбитального самолета HL-20, который, в свою очередь, был скомпонован по образцу советского беспилотного ракетоплана БОР-4.
По данным разработчиков, Dream Chaser будет доставлять на околоземную орбиту грузы и экипажи численностью до семи человек. Первый полет к МКС запланирован на 2020 год.
Со своей стороны, NASA заявило, что в ближайшее десятилетие собирается доставлять грузы на МКС с помощью многоразового пилотируемого корабля Dream Chaser, разрабатываемого Sierra Nevada Corporation.
По данным Ars technica, прототипом Dream Chaser являются советские БОРы, пресловутые «беспилотные орбитальные ракетопланы», один из которых (МиГ-105) был опробован на высоте 100 километров в 1969 году.
Издание отмечает, что всего десятилетие назад сотрудники SpaceDev Марк Сиранджело и Джим Бенсон заявили — они будут модернизировать HL-20, делая из него «главный грузовик для МКС». Фактически, разработки СССР сейчас являются лакомым куском во всех отношениях.