Гелий как орудие геополитики
Дело в том, что на данный момент крупнейшими производителями этого газа являются Соединенные Штаты и Катар. Соответственно, экспортерами тоже. Россия в этом смысле от внешних рынков независима, производство гелия развито в достаточной степени, что обеспечивать потребности страны.
Между тем «Нью-Йорк Таймс» сообщает, что в скором времени в Сибири будет завершено строительство крупного завода по производству гелия. И начать его экспорт. Что, как полагают американцы, может разбалансировать рынок.
Тревожиться есть из-за чего. В 2009 году кубометр газообразного гелия продавали в среднем за три доллара. Через десять лет — за тридцать.
Кроме того, гелий является исчерпаемым ресурсом, получают его в качестве побочного продукта при добыче природного газа. В публикации говорится, что «Россия после выхода на полную мощность по добыче в середине текущего десятилетия рассчитывает производить 25-30% гелия в мире».
«Как полагают аналитики, это удастся осуществить без особых усилий, учитывая наличие обширных запасов», — говорится в статье.
В материале также предполагается, что Россия получит возможность влиять на стоимость гелия. И, кроме того, возрастут геополитические риски, связанные с его поставками.
Запасы гелия небезграничны — и это тоже проблема
Аналитики прогнозируют, что спрос на гелий будет расти. Сфера его применения действительно не ограничивается воздушными шариками. Американское химическое общество вообще называет гелий элементом, находящимся под угрозой исчезновения, и призывает не покупать эти самые шарики. Гелий используют в медицине, военных разработках, в качестве хладагента, в пищевой промышленности, в металлургии и так далее.
США по сей день остаются крупнейшим потребителем и экспортером гелия. Но доля Соединённых Штатов в мировом производстве неуклонно снижается. И появление сильного конкурента американцам явно радости не доставит.
К тому же это такая сфера, где у России есть свои собственные технологические решения. То есть, скажем, наложить санкции на поставки оборудования США могут, но особого эффекта это не даст. Да и время упущено, проект, о котором сообщает «Нью-Йорк Таймс», реализуется уже несколько лет.
А вообще говоря, логика та же, что и с поставками российского газа в Европу. Мол, Россия может использовать это как средство давления.
Проблема, впрочем, в том, что Соединённые Штаты фактически теряют монопольное положение на рынке. Процесс этот начался не вчера и связан отнюдь не только с планами России.
Нельзя исключать, что американские власти всё же попробуют каким-то образом ограничить поставки газа из нашей страны на мировой рынок. По крайней мере, исключать этого нельзя.