При аварийной посадке «Союза» в 1975 году космонавты дважды могли умереть

Едва не закончилась трагедией экспедиция корабля «Союз 18/1». Тогда по причине отказа третьей стартовой ступени миссия по доставке экипажа на станцию «Салют-4» окончилась в аварийном режиме. Корабль вынужденно совершил полет по суборбитальной траектории. По возвращению на Землю советские космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров испытали критическую перегрузку в 21,3 g (по некоторым данным 26 g), был момент временной остановки сердца, но, к счастью спускаемая капсула все-таки доставили их на Землю живыми.

«Это произошло 5 апреля 1975 года. После запуска первые две ступени ракеты-носителя отработали штатно, но двигатели третьей ступени, которая должна была обеспечить набор третьей космической скорости — около 8 километров в секунду, не запустились. Тогда впервые в истории космонавтики сработала система аварийного спасения экипажа — САС. Был сброшен головной обтекатель, произошло разделение отсеков корабля, и спускаемый аппарат начал аварийный спуск на Землю с высоты примерно 170 километров», — писал в своей книге «Дорогами испытаний» дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Аксенов.

По его мнению, авария ракеты на такой высоте приводит тяжелому спуску со смертельно опасной для человека перегрузкой в 19 и более атмосфер. Это означает, что вес тела космонавта увеличивается в 19 раз.

Читайте также:  Ученые объяснили, почему ожирение делает людей глупее

Подобные значения перегрузки вызваны тем, что космический корабль, набрав лишь половину от заданной скорости, начинает на большой скорости падать по очень крутой баллистической траектории, буквально «зарываясь» в атмосферу. Для снижения вероятности критической перегрузки конструкторы предусмотрели специальный режим, получивший название Kmax, при нем двигатели ориентации спускаемого аппарата должны удерживать его в наиболее выгодном баллистическом положении и тем самым снижать перегрузку примерно на 2 g.

«Но, как это бывает в реальных условиях, автоматика сработала в прямо противоположном режиме: вместо снижения перегрузки она выросла на 2 g, и космонавты получили при спуске перегрузку в 21,3 g. Это пиковое значение, что, вероятно, и помогло экипажу выжить в этих невероятных условиях», — констатирует Аксенов.

Например, при отборе кандидатов в отряд космонавтов во время вращения на центрифуге разрешена максимальная 20-секундная перегрузка в 10 g. У Лазарева и Макарова перегрузка была вдвое больше тренировочной и вызвала кратковременную остановку работы сердца и непродолжительную потерю зрения.

Спускаемая капсула «Союза 18-1», или как еще называют, «Союза 18А», приземлилась к юго-западу от Горно-Алтайска, всего в 900 км от границы с Китаем, в труднодоступной заснеженной местности на высоте около 1200 метров на обрывистом склоне горы под названием Теремок-3, зацепившись одной стренгой парашюта за большое дерево в двух метрах от пропасти. Судьба словно испытывала космонавтов, но позволила им второй раз избежать смерти уже от падения в горную пропасть.

Читайте также:  Взорвавшийся "Союз" с космонавтами изуродовали на "Байконуре"

Лазарев и Макаров сумели самостоятельно эвакуироваться из спускаемой капсулы, сняли скафандры, переоделись в теплозащитные костюмы ТЗК-10, а на отколовшемся от аппарата куске теплозащиты разожгли костер. На следующий день их обнаружили спасатели, которые также подвергали свои жизни опасности из-за труднодоступного месторасположения приземлившегося спускаемого аппарата.

Ранее Правда. Ру сообщала об аварии с кораблем «Союз МС-10».

Фото: spacefacts.de.

Читайте также:

Советский космос: Тихие жертвы

Смерть в космосе — навстречу юбилею

Жить в космосе можно лишь полторы минуты

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:
Похожие новости:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *