Что это — очередной отвлекающий от экономических и социальных проблем маневр? Что изменится, если даже впервые в мире подобное запишут в конституцию? НАТО ведь всё равно в обозримом будущем не примет в свои члены Украину (да и Грузию тоже). И вообще: имеет ли всё это смысл после хельсинкской встречи Владимира Путина и Дональда Трампа?
«Намерение зафиксировать курс на НАТО в конституции — это не только намерение помахать рукой Москве: «До свиданья, наш ласковый миша, возвращайся в свой сказочный лес!» Это месседж и нашим западным партнерам: раз двери в НАТО и ЕС для нас открыты, мы обязательно через них войдем!» — стращает Петр Порошенко в своем «Твиттере».
А что же сам Североатлантический альянс? Он отказался включать Украину в свою программу «Расширенное партнерство», которая предусматривает переход национальных вооруженных сил на стандарты НАТО. И об этом Петру Алексеевичу сообщил шеф украинского представительства в альянсе Вадим Пристайко, чем весьма расстроил президента.
Тем более что Австралия, Грузия, Иордания, Финляндия, Швеция таки получили приглашение к сотрудничеству, что предполагает максимально приближение к их (НАТО) требованиям для участия в совместных учениях и операциях НАТО.
В ведомстве Павла Климкина аж расплакались! «Нас очень расстроило решение НАТО. Увы, наши американские партнеры не смогли повлиять на позицию альянса в этом вопросе. Мы будем продолжать переговоры и добиваться утверждения новых совместных программ», — гнёт свою линию украинское МИД. Также в трауре и порошенковская администрация: «Президент очень расстроен позицией НАТО. Сейчас всё выглядит так, что альянс не намерен расширять партнерство с Киевом».
«По поводу за и против членства в ЕС и НАТО большинство украинцев выбирают третий вариант», — поясняет директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. «По последним соцопросам, если бы проводились соответствующие референдумы, то за вступление в ЕС проголосовали бы 58%, против — 29%. За вступление в НАТО — 46%, против — 32%, ещё 9% не хотят выбирать. Но если поставить вопрос иначе — каким курсом нужно развиваться Украине, 40% опрошенных ответили, что необходимо выбрать свой путь развития и полагаться исключительно на собственные ресурсы, а курс на евроинтеграцию поддержали лишь 32%», — аргументирует политолог.
8 Фото
НАТО до смерти боится России
Политолог Сергей Слободчук напомнил о том, что в конце 1980-х глава внешнеполитического ведомства ФРГ Ганс-Дитрих Геншер и госсекретарь США Джеймс Бейкер вели переговоры с коллегой Эдуардом Шеварднадзе и президентом СССР Михаилом Горбачёвым по поводу воссоединения Германии.
Ведь после присоединения ГДР к ФРГ границы НАТО автоматически должны были продвинуться на восток, что могло вызвать опасения у руководителей СССР. Но Геншер и Бейкер клялись, что НАТО больше не будет включать в свой состав социалистические страны Восточной Европы. Этот факт альянс хотя и признаёт на своём официальном сайте, но при этом уточняет, что сам блок не брал на себя такого обязательства.
«Согласно социологии, среди сторонников Порошенко 79% поддерживают вступление Украины в ЕС, 72% — в НАТО. Поэтому он так настойчиво педалирует тему НАТО и ЕС для мобилизации своего избирателя. И да: у него наибольшее количество сторонников НАТО и ЕС среди всех кандидатов в президенты. Но в целом вступление в альянс поддерживает сейчас лишь 42% граждан», — резюмирует эксперт.
Кстати, что касается референдума, — в этом смысле Порошенко находится в самой лучшей позиции, потому что как президент он может объявить всенародное голосование хоть завтра. Но в таком случае объективно можно будет говорить о победе Виктора Медведчука — ещё в 2006 году соратники оппозиционного политика собрали 4 431 673 подписи граждан Украины за проведение референдума по НАТО. А когда тогдашний президент Виктор Ющенко попытался игнорировать требования закона, Медведчук обжаловал саботаж гаранта.
В июле 2009 года Окружной административный суд Киева полностью удовлетворил иск политика к президенту — признал противоправной и незаконной бездеятельность главы государства в вопросе провозглашения всеукраинского референдума, а также обязал его провести соответствующий референдум. Но такого указа так и не последовало.
И сейчас Порошенко в любой момент может достать из рукава этот козырь: сославшись на то решение суда 9-летней давности, хоть завтра объявить такой референдум по членству в НАТО. Правда, в таком случае в игру снова вступит Виктор Медведчук, жестко выступающий против прозападного курса киевской власти, а это серьёзный риск, что референдум закончится поражением сторонников НАТО (а значит, поражением Вашингтона и Брюсселя). В свою очередь, провал референдума поставит на теме Североатлантического альянса крест минимум на ближайшие 10-15 лет.
«Ясно, что НАТО не будет делать движения по приему Украины», — подчеркивает директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов. «Заявление Пристайко как раз это и показывает. Да и сами представители альянса неоднократно отмечали, что у Киева пока нет перспектив стать его полноправным членом. И в такой обстановке намерение Порошенко включить в конституцию его личное намерение о членстве в НАТО и ЕС — это исключительно «работа» на внутреннего потребителя накануне президентских выборов», — полагает политолог.
Доцент МГИМО Кирилл Коктыш считает, что нынче в самом НАТО весьма серьезное разногласие между американцами и европейцами, и это тоже отодвигает на далекий неопределенный срок шансы Киева быть принятым в блок. «На июльском саммите в Брюсселе Трамп вновь жестко потребовал от европейских союзников увеличить военные расходы и прекратить лишние траты. На таком фоне тема сотрудничества с Украиной, требующая финансовых затрат блока, неактуальна, ибо внесет ещё больший разлад в ряды альянса. В НАТО понимают, что и включение Грузии в программу «Расширенное партнёрство» было ошибкой. Но раз Тбилиси уже пригласили, выбросить его оттуда непросто. Поэтому сейчас в альянсе стараются не делать новых ошибок, иначе само существование блока окажется под угрозой из-за конфликта США и членов Евросоюза», — сказал эксперт.
Того же мнения придерживается и руководитель Агентства социальных коммуникаций Сергей Белашко, также считающий, что Украина для НАТО — нечто чисто символическое. «Есть большие разногласия между Вашингтоном и Брюсселем (и ещё больше с Берлином) по финансированию и стратегическому развитию альянса (об этом открыто заявил Дональд Трамп). Поэтому Украина в такой напряжённой ситуации для НАТО — вопрос даже не второстепенный. В отличие, кстати, от газопровода «Северный поток — 2″. И на совместном брифинге с Порошенко шеф альянса Столтенберг сказал, что вхождение в блок является весьма долгосрочной перспективой Украины», — напомнил социолог.
А тут ещё премьер-министр Венгрии Виктор Орбан потребовал от генсека НАТО Йенса Столтенберга пересмотреть все программы сотрудничества с Украиной. Причиной столь недружественного поступка соседей стал пресловутый закон «Об образовании», принятый Верховной радой в 2017 году. В нем практически запрещается преподавание в школах на любом ином языке, кроме государственного. Будапешт посчитал, что это нарушает права этнических венгров, живущих в Закарпатье. Но украинский парламент встал в непримиримую позицию и изменять дискриминационный закон отказывается. Кстати, Москва, кроме выражения озабоченности, иначе никак не отреагировала на то, что русскоязычное население лишили возможности обучать детей на родном языке.
«Во-первых, это унизительно — так навязываться «в гости» в качестве постоянных жильцов в дом, где тебе давно определили место на коврике у входной двери. Во-вторых, это декларация и не более того. И для такого вида намерений нет совершенно никакой необходимости калечить конституцию. И, в-третьих, стремление в эти организации, особенно в ОПГ НАТО — вредительство по отношению к Украине», — убежден политолог Александр Дудчак.
Читайте также:
Украина готовится поклониться НАТО
Почему с Украиной никто не будет обсуждать перенос переговоров из Минска