А судьи кто? Эксперт комментирует создание на Украине Высшего антикоррупционного суда

Фото: president.gov.ua

Глава Украины обратился за помощью в формировании инстанции к международным организациям с просьбой делегировать экспертов из Евросоюза, ОБСЕ, Совета Европы. Вместе с зарубежными специалистами он намерен сформировать экспертный совет, чтобы тот, в свою очередь, вместе с Высшей квалификационной комиссией, как можно скорее сформировал Высший антикоррупционный суд. На процедуру, согласно закону, дается 12 месяцев. Прокомментировать инициативу «Правда.Ру» предложила украинскому политологу и политтехнологу Алексею Якубину.

— Алексей, будет ли толк от Высшего антикоррупционного суда? Порошенко ведь долго сопротивлялся его созданию?

— Порошенко подписал закон, который запускает техническую возможность для создания Антикоррупционного суда. Ранее  был принят закон о Высшем антикоррупционном суде как о понятии, описывающий, что это такое, как проходит процедура избрания судей, а нынешний закон формально запускает его создание. Мне кажется, что даже подписав его, Порошенко в какой-то мере все равно рассчитывает максимально оттянуть дату его создания (в  соответствии с законом на процедуру дается год, до 14 июня 2019 года). Я так понимаю, что администрация президента рассчитывает отложить его появление как минимум до президентских выборов, а потом уже будет видно. Максимальное оттягивание через различные организационные процедуры — это и есть цель происходящего.

— Помогут ли международные эксперты?

— Здесь есть некоторые нюансы, потому что в законе об Антикоррупционном суде, принятом ранее, который его описывает, не до конца понятно, кто может быть этими международными экспертами, требования к ним перечислены очень расплывчато. Должен быть создан совет из шести международных экспертов, и не понятно, кто из международных организаций может участвовать в их отборе. Четко понятно, что это не может быть Международный валютный фонд, Мировой банк, Организация по экономическому сотрудничеству и развитию, или Евросоюз; а вот кто может, не понятно. Не до конца прописан этот механизм.

Плюс, на самом деле есть еще один нюанс. Пока что окончательного вердикта по принятому закону со стороны Международного валютного фонда нет. Не стоит забывать, что закон принимался под давлением МВФ, который выдвинул создание Антикоррупционного суда как одно из требований для получения от него следующего транша. Но дело в том, что когда был принят этот закон, туда попали некоторые правки,с которыми в МВФ не согласны. Например, правка, которая выводит из-под юрисдикции создаваемого суда все дела, связанные с коррупцией, которые расследуются Национальным антикоррупционным бюро. И хотя МВФ еще не вынес свой окончательный вердикт по поводу закона об Антикоррупционном суде, его представители уже настаивают, чтобы эта правка была изменена.

Если говорить о политических нюансах, я думаю, появление этой правки указывает на то, что внутри закона есть и другие «пасхальные яйца», то есть прописаны нормы, которые при желании можно будет использовать для того, чтобы и далее сохранять влияние на создаваемый орган. Это закон все равно будет существовать не в абстрактной правовой системе, не в вакууме, а в существующей в стране правовой системе, которая есть сейчас. Тем самым, все ее проблемы будут влиять на Высший антикоррупционный суд.

Но в целом у меня складывается впечатление, что администрация президента на данный момент будет делать все, чтобы максимально затянуть появление этого суда, тем более, что сейчас есть год на его создание. И по факту это будет весьма затратная процедура. Программа минимум — избрать международных экспертов, потом они должны избрать не менее 35 судей для того, чтобы Высший коррупционный суд смог начать работу. По факту, учитывая, как у нас создавались другие органы, это может занять значительно больше года.

— Таким образом, говорить о том, будет ли эффект от этого Антикоррупционного суда еще рано, его надо еще создать?

Многое будет зависеть от того, кто станет этими судьями, надо учесть, что в их назначении принимает участие  Высший совет правосудия, который ориентирован на администрацию президента. Соответственно, влияние последней на инстанцию будет достаточно высоко. Именно поэтому, как я понимаю, в свете учреждения этого суда сейчас международные финансовые партнеры Украины взяли паузу, потому что они понимают, что говорить о его независимости не приходится.

По времени это может занять большой срок. Более того, я не скажу, что в украинском обществе есть большой консенсус по вопросу создания этого суда, потому что все равно возникает вопрос по поводу всех остальных судов. Появляется Высший антикоррупционный суд, а все остальные суды, получается, коррупционные? И это при том, что постоянно звучащая идея о проведении судебной реформы в самом обществе вызывает противоречивые мнения, де в стране пытаются создать суд для избранных, а простым гражданам останется та судебная система, которая есть.

Читайте также:

Почему Запад начал атаку на Порошенко — версии 

Atlantic Council спрогнозировал неизбежный Майдан в 2019 году 

Порошенко озаботился созданием антикоррупционного суда 

Раскрыты истинные причины кризиса в Германии

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:
Похожие новости:
"Найди агента ФСБ": любимая игра украинских политиков
Китай поймали на нарушении санкций против КНДР
Украдено у нас: в США заявили о технологической отсталости России
Норвежские экологи просят Россию спасти Арктику от ртути
На Гавайях могут запретить продажу сигарет людям моложе 100 лет
В школе Техаса учеников развлекал трансгендер, судимый за проституцию
Мадуро одобряет присутствие международных наблюдателей на выборах
Лазаревский клуб: Парад победы в Баку — оскорбление не только Армении, но и России