Что такое самолетопад?
Действительно, есть такой закон парных случаев, однако его суть объясняется философами и физиками по-разному. Речь идет о повторяющихся ситуациях — притом ситуациях необычных и даже экстраординарных. Классический пример: человек сталкивается с необычной поломкой машины, и кто-то из водителей останавливается на дороге и помогает устранить неполадку. Несколько дней спустя тот же человек останавливается сам, чтобы помочь незнакомцу, и обнаруживает аналогичную проблему с чужим автомобилем.
Значит, «самолетопад» в авиации существует. То есть, если разбился один самолет, то скоро жди падения другого и по сходной причине?
Как сказал «Правде.Ру» заслуженный пилот России, член Комиссии при Президенте РФ по развитию авиации общего назначения Юрий Сытник, у летчиков существует много разных примет. Нельзя, например, фотографироваться перед полетом, или если к самолету подходят двое летчиков, то лететь нельзя. Такая примета была в годы Великой Отечественной войны, считалось, что одного из них непременно убьют. Или, например, «у нас десятилетиями раз в три года случалась катастрофа с Ан, а потом с Як. Поэтому «когда разбивался, допустим, Ан-2, все летали на них спокойно, ждали катастрофы Як-18».
Как Кармалеев предсказывал авиакатастрофы?
Эксперт «Правды.Ру» вспомнил, что в недавней катастрофе на Ан-148 погиб Борис Кармалеев, который преподавал в высшем авиационном училище в Ульяновске и разрабатывал теорию авиакатастроф. «Кармалеев угадывал в 90 процентах и более случаев: когда и в каком регионе будет какая катастрофа, и какого самолета». Он, по словам пилота, предугадал катастрофу Ту-154, того самолета, который взорвала чеченка смертница, лайнера Ту-154М компании «Внуковские авиалинии» — у города Лонгйир на Шпицбергене. Он же предсказал, что следующей катастрофой должна была стать катастрофа Ил-86 «Внуковских авиалиний».
«Я занимался тогда новым самолетом Ту-204, проводил авиационные испытания. Меня вызвал директор «Внуковских авиалиний» и поставил задачу навести порядок в летном директорате, потому что Кармалеев предсказал катастрофу Ил-86″, — уточнил Юрий Сытник. Трагизм в том, что, угадывая эти катастрофы, свою гибель Кармалеев предугадать не смог, заметил эксперт Pravda. Ru.
Пилот не верит в создание авиационной службы предсказаний. «Никто не верит, Кармалеев был энтузиастом, кто-то у виска крутил, а тот же Александр Васильевич Нерадько (руководитель Федерального агентства воздушного транспорта. — Ред.) посмеивался. А когда катастрофа происходила, я ему говорил: «Ну, что?» А он отвечал: «Это совпадение». Не может быть на протяжении 20 лет столько совпадений», — сказал «Правде.Ру» Юрий Сытник.
У психически здорового человека нет «дуплетов»
Между тем, директор Центра «Летаем без страха» Алексей Герваш, такого понятия, как «самолетопад», не знает. «Я серьезный специалист в серьезной области и не занимаюсь ахинеей, — сказал Алексей Герваш «Правде.Ру». — В Иране разбился самолет. Окей, что дальше? А еще в Катманду поезд сошел с рельсов, а еще автобусы в Занзибаре в пропасть провалились… И что? Если у человека здоровая психика, он понимает, что в этом огромном мире происходят единичные события. Они были всегда, они есть, они будут. Что теперь, не жить что ли? А если человек нездоровый, то ему, конечно, какие-то постоянные доказательства своей правоты нужны».
«Точно так же можно сказать, что автокатастрофы всегда происходят дуплетами. Сегодня в Москве разбилась машина, три человека погибло, и завтра разбилась, значит, они дуплетами происходят. Это мышление абсолютно некорректно», — резюмировал в беседе с корреспондентом «Правды.Ру» Алексей Герваш.
«Есть многое на свете, друг Горацио…»
Заметим, что, по мнению ученых, секрет закона парных чисел состоит в способе восприятия людьми реальности: после каких-то событий они начинают замечать то, что игнорировали прежде. То есть парность можно обнаружить везде при желании.
Существует также мистическое объяснение подобных ситуаций. Закон парных случаев всегда основывается на том, что человека что-то удивило или даже шокировало. Сильные эмоции заставляют его снова и снова думать о ситуации, опасаясь ее повторения. В итоге мысли становятся материальными и нежелательное событие происходит.
Как сказал Юрий Сытник, «мы же не знаем, кто мы на земле, откуда пришли. Сотворил нас Господь, это ясно. А какие силы нами движут и как — нам это все пока, увы, неизвестно».