Советник президента США Дональда Трампа по национальной безопасности Джон Болтон на текущей неделе встретился с министром обороны Сергеем Шойгу, секретарем Совета безопасности Николаем Патрушевым, главой МИД Сергеем Лавровым и, наконец, был принят президентом России Владимиром Путиным.
Повестка дня особенно не отличалась, обсуждались одни и те же вопросы, это Договор о ракетах малой и средней дальности (ДРМСД), выходом из которого накануне пригрозил Дональд Трамп, договор о Стратегических наступательных вооружениях (СНВ), положение в Сирии, на Украине, в Афганистане, Иранская ядерная проблема и ядерная программа КНДР. Неужели задача Болтона была часами убеждать российских высокопоставленных чиновников в одном и том же, приводя одни и те же аргументы? Это выглядит чрезмерным недоверием к ним или неверием в свои силы. А может быть были другие мотивы? Итоги визита Джона Болтона в Россию комментирует для «Правды.Ру» научный сотрудник отдела евро-атлантических и оборонных исследований Российского института стратегических исследований Сергей Михайлов.
— Болтон прощупывал возможность разночтений по разным вопросам среди наших политиков?
— Это традиционный американский подход — всегда работать с максимальным количеством участников политического процесса. Я не исключаю, что он пытается нащупать отличия в подходах у наших руководителей по внешней политике, чтобы использовать их в своих целях. Болтон обсуждал еще возможность новой встречи в верхах президентов Трампа и Путина, которая, как предполагается, может состояться после того, как в США пройду промежуточные выборы. Но главное в повестке дня — Договор о РМСД.
— Он действительно потерял свою актуальность в связи с выходом на этот уровень Китая и Ирана, как говорит президент США?
— Нынешняя администрация США выходит из максимального возможного количества международных соглашений. Она хочет максимально развязать себе руки и показать всему миру, что ни от кого не зависит. Недавно Вашингтон объявил о выходе из соглашения по Международному суду ООН, который пришел к выводу, что США нарушают свой же договор 1955 года с Ираном. Договор по Трансатлантическому партнерству просто не был подписан. Заявление Трампа о выходе из ДРМСД является продолжением этой тенденции.
— А Китай? Эксперты говорят, что нет проблем включить в ДРМСД Китай, договор открыт, в принципе, к подключению любых стран.
— Теоретически, конечно, он открыт. Если бы Китай, Россия и США захотели бы заключить такое трехстороннее соглашение, то что им мешало бы? Но с практической точки зрения это означало бы, что Китай подписался бы под уничтожением целого класса своих вооружений. Я не берусь рассуждать за китайское руководство — нужно им это делать или не нужно, но они должны были бы в ответ получить какие-то гарантии.
С точки зрения США, Китай в последнее время очень активно развивает этот класс ракет, который якобы угрожает США. А каким образом? Это же ракеты дальностью до 5500 км, они с трудом долетят до Гавайских островов — и только. Если США и угрожает китайское вооружение, то это межконтинентальные баллистические ракеты.
Дело в другом. Выход из ДРМСД — это еще один шаг в русле политического, военного, психологического давления на Китай и на Россию. В последней стратегии национальной безопасности, принятой в декабре 2017 года, Россия и Китай прямо объявлены главными стратегическими соперниками США. Кроме того, там сейчас разгар предвыборной компании. Обе ведущие партии соревнуются, в доказательстве того, что они самым ярым способом отстаивают американские интересы.
В атмосфере легкой истерии, которая все больше и больше развивается на политической сцене США, такие действия вполне логичны. Хотя с военной точки зрения, лично я, не вижу здесь никакой логики. У США есть ракеты средней дальности морского базирования. Это широко известные «Томагавки», это десятки, сотни таких ракет, которые нивелируют отсутствие этого сегмента вооружений на суше.
— Почему бы России не поддержать американцев, это было бы не банально и поставило бы на место Китай? Тогда и в Европе у нас появятся новые рычаги воздействия. Не случайно европейцы против выхода США из ДРСМД.
— Это будет очередной этап гонки вооружений, резкое ослабление стратегической стабильности в мире. Это формирование неуверенности в том, как будут развиваться события. Допустим, сейчас США разместят новую военную базу в Польше. Но одно дело просто базу сухопутных войск, хотя это тоже вопрос, вызывающий неприятие со стороны России, Белоруссии и так далее. А другое дело, если речь пойдет о размещения на этой базе ракет средней дальности, которые будут нацелены на территорию России с подлетным временем к Москве меньше 10 минут. Безусловно, Россия сможет создать соответствующие виды вооружения, нацелить их в ответ, но нужно ли ей такое резкое ухудшение политической стабильности? Я думаю, это не в интересах Москвы в любом случае.
Сейчас многие аналитики говорят о «Большой сделке» между Россией и США, возможно, именно этим вызвана такая многогранность контактов Бодтона. Как сказал «Правде.Ру» главный научный сотрудник Института США и Канады Владимир Васильев в американскую политику впервые за последние сто лет пришли миллиардеры, крупные деньги Уолл-стрит, Трамп — это первая ласточка. «Приходят люди, которые многое могут переломать, и они уже начали ломать стены экономических отношений, систему безопасности, различные договоренности. Это принцип формирования нового правящего политического класса, поэтому так раскачивается политическая лодка. С этой точки зрения, нам нужны такие отношения, которые долго будут оставаться в тени», — сказал Владимир Васильев «Правде.Ру».
Читайте по теме: Трамп пообещал наказать Путина за мощные ракеты
США vs РФ: Трамп пугает Москву «звездными войнами»
Global Times: Китай разместил новейшие МБР у российской границы