Ежегодная Всемирная ассамблея здравоохранения (ВАЗ) обычно собирает в Женеве представителей государств-членов ВОЗ. Нет никаких сомнений, что в этом году на повестке дня будет только одно — вспышка вируса.
Но в этот раз это не просто Конвенция о здравоохранении — в этом году Ассамблея уже была окутана политикой.
Как сообщает AFP, ВОЗ намерена обсудить вопрос об участии Тайваня в качестве наблюдателя при ВАЗ.
«Тайвань добился огромных успехов в борьбе с этой пандемией, но в настоящее время он исключен из ВОЗ. Тайвань считает себя независимым государством, но Китай рассматривает его как отделившуюся провинцию», — говорится в письме, направленном в ВОЗ почти 15 странами-участницами Ассамблеи.
Почему Тайвань не может участвовать в переговорах по вирусу
Тайвань получил высокую оценку на международном уровне за быстрое и эффективное сдерживание распространения вируса и заявляет, что у него должна быть платформа для обмена своим опытом со всем миром.
Но проблема в том, что Китай, считающий Тайвань частью своей территории, заблокировал его участие в ВОЗ с 2016 года.
Настоять на своем для Китая — дело принципа
В последние недели США, ЕС, Япония и ряд других стран поддержали предложение Тайваня принять участие в заседании 18 мая в качестве наблюдателя.
Китай, столкнувшийся с международной критикой как за то, что он является источником пандемии, так и за ошибки, допущенные в первые дни ее распространения, увидел способ самоутвердиться.
Предыстория
Напомним, Тайвань вышел из состава Китая после того, как правительство материковой части страны было свергнуто Коммунистической партией в 1949 году и бежало на остров.
В соответствии со своей политикой «одного Китая» Пекин настаивает на том, что он является законным правителем Тайваня, и в один прекрасный день он (Тайвань) будет возвращен под руководство материка, при необходимости силой.
Нынешнее правительство Тайваня рассматривается как сторонник независимости и с тех пор, как Демократическая прогрессивная партия Цай инв-Вэнь пришла к власти, отношения с Пекином испортились.
Тайвань имеет свою собственную армию и валюту, и рассматривается некоторыми правительствами, как будто это де-факто государство.
«Китай довольно твердо стоит на этом, и это не имеет ничего общего с общественным здравоохранением и все, что связано с отношениями Китая с Тайбэем, а также с президентом Цай-Ин-вэнь, который отказывается признать суверенитет Китая над Тайванем», — говорит Дрю Томпсон, бывший сотрудник Министерства обороны США, ответственный за Китай, Тайвань и Монголию.
Под давлением Китая все страны, кроме 15, прекратили дипломатические связи с Тайванем
Но Тайвань упорно лоббировал свое признание многосторонними организациями, такими как ВОЗ и другими, в качестве способа поиска легитимности на международной арене.
При предыдущем правительстве, которое хотело улучшить отношения с Китаем, Тайвань имел статус наблюдателя в ВОЗ под названием «Китайский Тайбэй». Но с 2017 года, после избрания Цай инв-Вэнь, статус был утрачен.
С тех пор Тайвань каждый год лоббирует включение себя в число стран-членов. Но в преддверии встречи в этом году голоса поддержки прозвучали громко и ясно.
Эксперты говорят, что в то время как в прошлом другие страны, возможно, не думали, что стоит рисковать обидеть Китай, этот расчет изменился с COVID-19.
«Сейчас речь идет не только о здоровье жителей Тайваня. Речь идет о здоровье людей в наших собственных странах», — говорит профессор Риггерс.
Как «Ковид»-19 меняет ситуацию
Тайвань добился поразительных успехов в борьбе с коронавирусом. Он зарегистрировал лишь 440 случаев заболевания и семь случаев смерти среди 23-миллионного населения, что объясняется главным образом ранним пограничным контролем, запретом на въезд иностранных гостей и обязательным карантином для всех тайваньцев, возвращающихся домой.
Это весомый аргумент, чтобы быть включенным в процесс принятия решений по вопросам глобального здравоохранения.