Сахалин: бездорожье, медведи и японский дух

Фото: Алексей Знаменский, Василий Иванов

Алексей и Василий — люди удивительные. Оба они слабослышащие, но их энергии и вовлеченности в жизнь может позавидовать любой человек без физических недостатков. Алексей, будучи востребованным театральным актером и снимаясь в кино, поступил во ВГИК, где учился и который окончил наравне со слышащими коллегами. Василий помимо преподавания в московской школе активно путешествует по России. В 2013 году он в одиночку совершил автопробег Москва — Владивосток. В этом году Алексей и Василий познакомились с Сахалином.

— Ваша поездка на край света, какие цели преследовала?

Алексей Знаменский: Их было несколько. Во-первых, мы хотели исследовать творчество Чехова. Во-вторых, планировали на собственном опыте проверить доступность среды для самостоятельного путешествия глухих. В-третьих, поскольку Вася передвигается на машине, то стояла задача популяризировать автотуризм. Мы собирались поехать по маршруту Чехова еще в прошлом году, но тогда не сложилось.

— Все задуманное удалось осуществить?

Василий Иванов: Я хотел посмотреть мыс Крильон, но не вышло. Очень много времени потратили на дорогу. Там совсем нет хороших дорог. Поэтому, когда приедешь на Сахалин, нужно обязательно иметь подготовленную машину. Желательно — внедорожник.

Алексей Знаменский: На севере острова дорог вообще нет, одни грунтовки. А в городах постоянно что-то ремонтируют, копают. Там быстро особо не поездишь.

— Некоторые считают, что смотреть на Сахалине нечего, тем более туристам. Со времен Чехова разве что дома стали больше, а все остальное — то же самое. Каторжный край. Вы согласны?

Алексей Знаменский: Технологии, конечно, продвинулись. Мобильные телефоны появились, интернет.

Василий Иванов: Но связь там есть не везде. Мы два дня без связи сидели. В Тельновском, это территория бывшей японской авиабазы, там есть горячие источники, в советское время была турбаза, а сейчас вокруг медведи ходят. Если бы с нами что-то произошло, никто бы не хватился. Вечером жившие рядом с нами охотники специально стреляли в воздух, чтобы медведей отпугнуть. Медведи — страшная вещь.

Мне понравилось, как мы на машинах добирались до мыса Погиби, потратив на это целый день. Чехов писал, что с этого мыса заключенные убегали на большую землю. От берега Сахалина до Хабаровского края примерно 7 километров по прямой. Зимой на лыжах можно дойти или пешком, летом — на лодке: противоположный берег видно в хорошую погоду. Но само место в удручающем состоянии.

Читайте также:  Бориса Титова прочат в президенты России

Это когда-то был большой поселок. Сейчас там живет только смотритель метеостанции и несколько человек. Раньше там еще аэропорт был. Сегодня его нет. Многие дома исчезли со временем. Планировали с материка сделать тоннель. Не сделали.

Еще удручил Нефтегорск. Это город, разрушенный до основания сильнейшим землетрясением. Там погибло около двух тысяч человек. Довольно мрачное зрелище: памятники и столбы на месте домов. Природа берет свое — все быстро зарастает.

Фото: Алексей Знаменский, Василий Иванов

— Чем ваше путешествие по Сахалину отличалось от автопробега Москва — Владивосток?

Василий Иванов: Маршрут Москва — Владивосток был более ясно спланирован, в отличие от сахалинского. У меня был график четкий и жесткий. А по Сахалину график составлял не я, а местные автолюбители. У них скромный опыт автопробегов и график они не выдерживали. Из-за этого нам не удалось посетить все запланированные места.

Алексей Знаменский: С другой стороны, у нас было много свободного времени на то, чтобы понять, как жил в Александровске-Сахалинском Чехов. Он все время писал про погоду.

На третий день пребывания в Александровске-Сахалинском пошел дождь. Такой питерский дождь. Моросящий. Целый день шел. И было прохладно, это же морской климат, почти муссоны. Мы, когда приехали, спрашивали местных: «Вам нравится климат?» Все отвечали, что нравится. Интересовались у людей, в какое время лучше приезжать? Здесь мнения разделились. Одни говорили, что приезжать можно в любое время, другие советовали появляться только в августе.

— Чехов писал: «…когда природа создавала Сахалин, то при этом она меньше всего имела в виду человека и его пользу». Как вы думаете, жизнь на Сахалине в большей степени зависит от природы или от самих людей?

Василий Иванов: Все зависит именно от людей. До прихода русских там жили нивхи, ороки, айны, эскимосы, эвенки… Нормально жили, в гармонии с природой. Любили медведей. Потом пришли поселенцы: японцы, корейцы, русские и начали: «Там плохая погода». На самом деле там хороший климат.

Читайте также:  Сторонники экс-мэра Нижнего Новгорода написали письмо Путину

Алексей Знаменский: Потерпеть можно.

Василий Иванов: Это ты терпишь. А они никогда не терпели, они жили в свое удовольствие. И нынешние жители живут и не жалуются на погоду. Могут жаловаться на цены. Для нас, конечно, поездка очень дорогая вышла.

— Как там живут люди при высоких ценах?

Алексей Знаменский: Там фиксированная зарплата и северная надбавка. Живут люди.

Василий Иванов: Насколько я понимаю, они рыбу ловят, засаливают ее. Огороды наверняка у некоторых есть. Потом они собирают по берегу морскую капусту, ракушки. Мы однажды с Алешей ночевали на пляже в палатке, проснулись утром, а люди вокруг собирают морепродукты — гребешки.

Они нормально живут. Там полно японских машин. Местные жители русских машин не признают. Они летают в Москву, как мы летаем в Сочи. Им перелет Москва — Южно-Сахалинск выходит намного дешевле, чем нам, благодаря субсидированию билетов.

— Ради чего стоит приезжать на Сахалин?

Василий Иванов: Довольно сложный вопрос. На самом деле его стоит посетить, чтобы изучить историю этого острова более детально… Мы все знаем, что японцы претендуют на Курильские острова и хотят их вернуть. Но немногим известно, что Южный Сахалин 40 лет принадлежал Японии, и японцы очень хорошо вложились в инфраструктуру острова. Железные дороги от Японии и остались. И ясное дело, что они стремятся все это забрать. Мы в Москве этого не замечаем. А там сразу стало ясно, почему Япония хочет получить эти территории.

Ради чего приезжать? Не ради горячих источников. Потому что горячие источники находятся в плачевном состоянии. Серьезно, они засыпаны мусором.

Алексей Знаменский: В Южно-Сахалинске есть интересный музей книги Чехова «Остров Сахалин», открытый на средства губернатора, и очень продуманная экспозиция. Мы ходили по музею, смотрели. Вдруг вижу табличку, на которой написано: «Сонька Золотая Ручка, еврейского происхождения, иудейского вероисповедания, просит ее принять в православно-католическое крещение». Подходим к смотрителю выставки: «Как это понимать — православно-католическое?» Он не смог пояснить. На следующий день нам позвонила научный сотрудник музея Анастасия и пояснила, что это цитата самой Соньки Золотой Ручки. В музее могли бы сразу забыть про нас, но повели себя профессионально. Это вообще очень крутой музей. В краеведческом музее интересно выстроен зал, посвященный коренному населению Сахалина: нивхам, орокам, айнам.

Читайте также:  Невахтовый метод: для освоения Арктики надо сначала ее заселить

— Одна из целей вашей поездки на Сахалин — проверить доступность острова для глухих и слабослышащих путешественников. Какие трудности пришлось испытать на себе?

Василий Иванов: В Москве работает приложение «Яндекс.Карты». В Южно-Сахалинске такой сервис тоже есть, но он не показывает общественный транспорт. Только предлагает варианты: пешком или на такси.

Алексей Знаменский: В принципе там недавно заработала диспетчерская, где есть переводчик, владеющий жестовым языком. Однако она открыта только до пяти дня. Дальше самим приходилось выкручиваться.

Василий Иванов: Нас встретили, поэтому было намного проще. А так идет автобус, а куда и зачем, непонятно. Потому что на нем не указан ни номер, ни маршрут. И тут не важно, слабо ты слышишь или хорошо.

— В повседневной жизни вы говорите преимущественно на языке жестов. Он не ограничивает ваши возможности общения?

Алексей Знаменский: Наоборот, обогащает. Когда я приехал на Сахалин, смотрю — многие говорят на местных диалектах. Некоторые жесты отличаются от привычных нам. Было любопытно и интересно. А так, мы говорили на одном языке.

Василий Иванов: На русском жестовом языке.

— Поездка на Сахалин стала сменой работы или своеобразным отдыхом?

Василий Иванов: Для меня это получилась работа. Отдыха не вышло. Я сбросил вес. Потому что пробег дался тяжело из-за нечеткого планирования. Это был первый для местных глухих автолюбителей пробег такого уровня. И он оказался для них сложным. Было много накладок технического характера. Поэтому я очень устал.

Алексей Знаменский: Я вернулся весь выжатый.

— Что вам больше всего понравилось на Сахалине?

Василий Иванов: Сложный вопрос. Другой климат. Я с таким не сталкивался. В сложных метеусловиях мне удалось забраться на пик Чехова высотой 1045 метров. Очень понравилось.

Фото: Алексей Знаменский, Василий Иванов

Алексей Знаменский: Мне больше всего понравились люди. Дружелюбные. Нас встретили в аэропорту с хлебом и икрой. Было неожиданно. А потом нам во всем помогали. Люди на Сахалине хорошие. Нам с этим повезло.

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:
Похожие новости:
Объем инвестиций в "Волшебный мир России" составит 116 млрд руб.
"Больная фантазия": в Крыму отреагировали на визит американских инспекторов
В России презентуют две концепции скоростного вертолета
Глеб Никитин вошел в десятку лучших губернаторов России
Утверждена численность штата ВС России
Завершено строительство всех военных объектов в Арктике
Что теперь будет: Минобороны запретило Windows
Стало известно, когда ВМФ получит "самое опасное оружие России"

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *