США перекрыли поставки из Америки и Японии материалов для композитного крыла российского самолета МС-21- ключевого перспективного проекта в российском гражданском авиапроме. Об этом сообщила газета «Коммерсант» со ссылкой на двух топ-менеджеров отрасли и высокопоставленного чиновника в аппарате правительства. Речь идет о компонентах производства американской Hexcel и японской Toray Industries.
По словам опрошенных газетой экспертов, удлиненное композитное крыло является одним из конкурентных преимуществ МС-21. Оно повышает экономичность машины и увеличивает ширину салона по сравнению с аналогами от Boeing и Airbus. Весь проект Счетная палата оценивала в 438 млрд руб. Санкции наложены на АО «Аэрокомпозит» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК) и АО «ОНПП «Технология» имени Ромашина» («Ростех»).
Теоретически специализацию может освоить Елабужский завод композитных изделий, но это приведет к сдвигу сроков реализации проекта, как минимум до 2025 года и потребует дополнительных инвестиций более, чем 50-55 млрд руб. лей. Есть так же есть вариант замены композита на металл, однако это резко снизит конкурентные преимущества лайнера.
В «Ростехе» «Коммерсанту» назвали проблему «надуманной»: «Есть надежные зарубежные поставщики композитов, есть собственные разработки. Отказ от использования в МС-21 композитов даже не рассматривается». В аппарате вице-премьера Юрия Борисова заявили, что «в правительстве в деталях знакомы со всем, что происходит с МС-21. Проблем, ставящих проект под угрозу, на данный момент не существует».
Однако невозможно разделить этот оптимизм, так как это уже второй тревожный сигнал за неделю. Два дня назад проблемы с экспортом в Иран возникли у компании «Сухой», оказалось, что 10-22 % деталей ее гражданского самолета Supеrjet-100 производятся в США, которые запретили его экспорт в Иран.
Возникают вопросы. Почему за пять лет санкций и проведения политики импортозамещения в ключевой отрасли с огромным экспортным потенциалом не решена проблема перехода на отечественные комплектующие и материалы? И второй — почему мы позволяем себя «пинать», не находя достойного ответа? «Боинг», похоже, уже считает дочерним предприятием российскую «Ависму», производящую для него титановые детали.
Таких случаев больших репутационных, финансовых и временных потерь будет все больше, так как санкции будут только усиливаться, а повод для них всегда найдется. В среду прошла новость, что газовики перевели Калининградскую область на сжиженный газ. И хотя это будет дороже магистального, но оправдано со стратегической точки зрения. Так почему же в авиастроении — не придерживаются такой понятной позиции?
Как сказал «Правде.Ру» главный редактор портала Avia. ru Роман Гусаров, такие проекты как МС-21 реализуются в течение порядка 10-ти лет с «закладкой» туда и технологий, и поставщиков, и партнеров. «Никто подумать не мог, что ситуация изменится настолько, что будут санкции, причем они до сих пор касались оборонных предприятий, а не гражданских предприятий, коим является ОАК» —, отметил эксперт.
«Очевидно, что здесь речь идет о нечестной конкуренции со стороны американцев. Например, «Аэрофлот» приобрел 50 самолетов «Боинга», Это порядка 5 миллиардов долларов», сказал Роман Гусаров. По его мнению, «технологически произвести крыло из отечественных материалов можно уже сейчас, но придется повторить весь комплекс испытаний по сертификации заводов, материалов и самолета по европейским стандартам. На это «уйдет года полтора, не меньше».
По словам Романа Гусарова, России не нужно в своем ответе запрещать продажу «Боингу» титановых изделий. «За 3-4 года все производители авиационной техники нарастят его производство в других странах, а мы уже на этот рынок никогда не вернемся. Наша страна потеряет огромные бюджетные деньги, рабочие места и налоги. Огромное производство, которое, по большому счету, держится на зарубежных заказах, может оказаться на грани закрытия», — сделал вывод эксперт.
Читайте по теме: МС-21 — Аэрофлот вернулся в глобальную авиаэлиту
Виктор ГОРЛОВ — о том, составит ли новый российский МС-21 конкуренцию Airbus и Boeing
Минтранс разработал закон о запрете высадки детей-безбилетников