Избежать жертв помогла система аварийного спасения. Экипаж приземлил пилотируемый блок. По предварительной версии, при отделении первой ступени произошло ее столкновение со второй.
Россия и Казахстан создали межправительственную комиссию для выяснения причин. Однако экспедиция провалена.
Своим взглядом на возможные причины аварии с «Правдой.Ру» в программе «Точка зрения» поделился известный писатель и научный журналист Владимир Губарев.
— Владимир Степанович, на ваш взгляд, насколько чувствительна эта авария для программы МКС?
— У каждой аварии всегда есть две стороны. И у этой тоже. Одна сторона положительная, не только новым опытом, но важно, прежде всего, что ребята не погибли, остались живы. Система САС сработала — это тоже положительно.
А вот отрицательная сторона в том, что, к сожалению, эта авария очень болезненна для нашей программы, работы на МКС.
Все сдвигается. Ясно, что экипаж, который работает сейчас на орбите, должен будет остаться там, ждать новый, который может полететь только в декабре.
Что будет за это время с этими ребятами? Они готовились к выходу в открытый космос, чтобы разобраться с дыркой на борту станции.
Вообще, любая авария неприятна, особенно в пилотируемой космонавтике. Хотя много раз взрывались ракеты, но это было часто во времена, когда только начинали выходить в космос, создавалась принципиально новая техника. Все это было понятно и объяснимо.
— В последнее время ничего подобного с пилотируемыми кораблями не случалось.
— Да, и если ракета, которая обладает стопроцентной надежностью, вдруг отказывает, это наводит на грустные размышления.
Для меня в целом ясно, почему дырка появилась и боковушка не отделилась. Это типичный заводской брак, кто бы вам там что ни говорил. Это просто низкое качество работы. И отсутствие должного контроля. А это уже очень опасно.
Все дело в том, что нет сейчас комплексности испытания ракетной техники, как это было во времена Королева, когда это только создавалось.
8 Фото
Космос чудит
А сейчас очень много разных фирм. Также в авиации недавно вдруг выяснилось, что на пассажирские самолеты поставляются бракованные детали, которые делает какая-то непонятно откуда взявшаяся фирма.
В чем вся соль? Объявляется тендер. В тендере все стараются выигрывать, и выигрывают чаще всего те фирмы, которые говорят, что сделают это дешевле, чем остальные. И почему-то им отдается предпочтение, хотя чаще всего надо отдавать заказы тем фирмам, которые надежно работают, имеют хорошую базу и авторитет.
— То есть подобные тендеры сейчас существуют и в космической отрасли?
— Конечно, и это ужасно. Я недавно был в Красноярске-26, Железногорске — на знаменитом решетнёвском предприятии, где создаются антенны для космической станции и спутников.
Красивые цеха, прекрасные антенны. Я с ребятами поговорил и спросил: «Вы можете обойтись только нашими комплектующими?» Они сказали: «Нет, часть мы получаем из-за границы, в том числе из Китая, а проконтролировать их качество просто невозможно».
Думаю, что при аварии с «Союзом» просто не сработали пиропатроны, которые отделяют, или что-то подобное. Ничего особенного здесь нет. Я думаю, что это случай, присущий только этому носителю. И в этом надо просто убедиться.
Поэтому вместо государственной комиссии, которую поспешил создать Рогозин, сначала можно было бы заводскую комиссию провести — поехать на завод и разобраться там.
— Вы присутствовали на многих запусках. Довелось ли вам видеть аварии?
— Много раз видел, особенно в начале 60-х годов. Это было самое страшное, особенно когда боевые ракеты падали. Я ведь был не только на космических пусках.
Ракета уходит вверх, потом там что-то не срабатывает, она вдруг разворачивается и идет вниз. Возникает такое ощущение, что она идет точно тебе в макушку, хотя она падает километрах в пяти.
Страшные аварии были. Есть черный день в истории космонавтики. 24 октября никогда больше пусков не бывает. Этот день все ракетчики вспоминают…
24 октября 1960 года был взрыв боевой ракеты Янгеля на старте. Погибло 126 человек. Погиб маршал Неделин, погибли практически все главные конструкторы и многие выдающиеся конструкторы, особенно из Днепропетровска.
А сам Янгель, который руководил этим пуском, остался жив — его спасло курение. Курить вредно, но он курил много, поэтому отъехал в бункер, где можно было курить, и это спасло его и еще нескольких человек, кто вместе с ним курил.
Потом, тоже 24 октября, произошел взрыв в шахте военной ракеты уже Сергея Павловича Королева. Тоже погибли люди.
Поэтому 24 октября — черный день в истории отечественного ракетостроения. Вообще октябрь — плохой месяц для космической отрасли. Хотя он прекрасен тем, что 4 октября 1957 года запустили спутник. Но потом очень много именно на октябрь приходилось различных аварий и всех остальных неприятностей. Но это было еще в советское время.
Тогда всегда хотели отмечать праздник Великого Октября. Поэтому была такая установка — ближе к 7 ноября нужно было одержать очередную ракетно-космическую победу.
И чаще всего из-за спешки ракеты взрывались. Но это же было новое время, новая техника, принципиально новая. И каждый шаг — новый, в неизведанное.
Но, что характерно для истории нашей космонавтики, аварии не случались на одном и том же месте. Они происходили в разных местах, потому что случившееся учитывалось обязательно.
А сейчас очень грустно, потому что мы мало ракет производим, хотя работаем, возим на орбитальную станцию представителей других стран.
Именно поэтому пошел столь мощный негативный всплеск. И он справедливый. Потому что нельзя ошибаться там, где нельзя ошибаться, а в пилотируемой космонавтике все должно быть досконально проверено. Не надо было ничего реформировать, изменять…
Надо было систему, которая была создана в советское время, сохранить тщательно, потому что она подразумевала военную приемку, контрольные и комплексные испытания. Нельзя было ни от чего из этого отказываться. Но сейчас же любят реформировать, идет реформация и в этой области. И это главная беда нашей нынешней космонавтики.
Источник фото: mil.ru
Беседовала Лада Коротун
К публикации подготовил Юрий Кондратьев
Читайте также:
«Союз МС-10» изумил немецкого космонавта
Катастрофа «Союза МС-10»: как взрывалась ракета и что спасло экипаж
Названа реальная причина катастрофы «Союза-10»
Авария «Союза»: такое уже было — в 1975 году
Опубликовано видео слез главы NASA из-за «Союза-10»
Катастрофа «Союза МС-10»: как взрывалась ракета и что спасло экипаж
Названа реальная перегрузка, испытанная экипажем «Союза»