Польша требует от «Газпрома» миллиарды долларов: какие будут последствия?

Чего хочет польский регулятор

Кроме того, регулятор издал приказ о прекращении действия контрактов, которые были заключены для финансирования строительства «Северного потока-2».

«Финансирование совместного предприятия, осуществляемое участниками рынка газа, а не финансовыми институтами, свидетельствует о возникновении общих экономических интересов между всеми этими субъектами. Без участия этих субъектов «Северный поток-2″ не смог бы функционировать и вести проект строительства газопровода в рамках Европейского Союза и, поэтому, скорее всего, он вообще не был бы создан», — подчеркнул председатель UOKiK Томаш Хрустны.

«Ни один из предпринимателей не уведомил об этих действиях польское антимонопольное управление, пренебрегая, тем самым, законами, действующими в Польше, тождественными действующим законам ЕС«, — добавил он.

По мнению главы польского антимонопольного ведомства, высокая стоимость проекта отразится на стоимости поставляемого по нему газа. А следовательно, может затронуть и польских потребителей. Хотя сама Польша к реализации «Северного потока-2» не имеет никакого отношения.

В «Газпроме» заявили, что обжалуют решение UOKiK.

«Газпром» обязательно воспользуется своим правом на обжалование решения, поскольку не нарушал антимонопольное законодательство республики Польши. При обжаловании решения UOKiK оно не подлежит исполнению до момента вступления в силу соответствующего решения суда», — подчеркивается в заявлении компании.

О несогласии с решением польского регулятора заявили и европейские компании, участвующие в проекте «Северный поток-2».

Однако в Варшаве уверены, что располагают возможностями для взыскания

«Как и в случае с последним штрафом в отношении «Газпрома» (компенсация по решению Стокгольмского экономического суда в пользу польской компании PGNiG, полтора миллиарда долларов — прим.), который был немного меньше, но все равно это была сумма довольно большая, проблем с его взысканием не было, потому что у нас есть инструменты, чтобы его реализовать», — заявил заместитель министра иностранных дел Польши Павел Яблоньский.

Давний спор и давние претензии

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отметил, что эта давняя история, которая началась еще тогда, когда «Газпром» пытался создать совместное предприятие с европейскими компаниями для строительства газопровода. Для реализации этого плана требовалось разрешение от антимонопольных регуляторов всех стран, где работают эти компании. Разрешения были получены от всех, кроме Польши. И совместное предприятие в итоге создать не удалось, напомнил эксперт.

«Но в итоге эти пять европейских компаний выдали «Газпрому» кредит на строительство «Северного потока-2», что не требовало никаких согласований«, — отметил Игорь Юшков.

Но польские антимонопольщики не унимаются. Сначала оштрафовали французскую компанию Engie. А когда французы оспорили штраф, поляки поняли, что в суд надо идти с какой-то аргументацией и запросили бумаги у «Газпрома». А в российской компании заявили, что документы предоставлять не обязаны, после чего польский регулятор «Газпром» и оштрафовал.

«Теперь поляки втянули в эту судебную историю всех участников. И это довольно глупо. Потому что все эти дела теперь будут объединены в одно. Участники «Северного потока-2″ против антимонопольного органа Польши», — сказал Игорь Юшков «Правде.Ру».

По его мнению, первая инстанция, польский суд, встанет на сторону регулятора.

«А уже потом будет общеевропейский суд и там, конечно, шансы будут у участников, потому что они действительно ничего не нарушили: они не создали совместное предприятие. Строить или не строить «Северный поток-2» — это не польское дело, они не имеют полномочий указывать, что кому строить. В польской акватории ничего не проходит. Поэтому здесь в этом плане участники «Северного потока-2″, скорее, победят», — полагает эксперт.

По его мнению, «сейчас ни на каких финансовых результатах ничего не отразится».

«Единственное, польская задумка в том, чтобы создать «Северному потоку-2″ эффект токсичности, чтобы, якобы, все эти участники плюнули и вообще вышли из него», — полагает Игорь Юшков.

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:
Похожие новости:
Официально закрыт Резервный фонд России
Шувалов: правительство сократит и упростит законы по криптовалюте
Жилье бизнес-класса подешевело на треть
Химки названы самыми удобными для новоселов
Alibaba, Mail.Ru Group и РФПИ могут создать компанию
Россияне перевели через систему быстрых платежей более 40 млрд рублей
Шансы есть: как России оспорить выплату $50 млрд акционерам ЮКОСа
Венесуэла запросила заседание СБ ООН из-за попытки вторжения наемников