Москва-Берлин: точка разрыва уже пройдена?

Россия для Германии уже не важна?

Впрочем, то же самое можно сказать и о Германии. По крайней мере, недавно германский министр иностранных дел Хайко Маас написал в одной из статей, что «в отличие от времен (канцлера Вилли) Брандта сейчас нам не надо делать крюк через Москву, чтобы поговорить с нашими восточными соседями».

«Многие наши партнеры в Восточной и Центральной Европе смотрят на Россию критически — и немецкая внешняя политика должна всерьез принимать эти страхи наших соседей. Вместе с предложениями диалога важна поэтому также и ясная немецкая позиция в отношении Москвы, чтобы сохранить доверие в Восточной Европе», — подчеркнул Маас.

К слову, во многом с его персоной связано ухудшение российско-германских отношений. Вести с ним диалог заметно сложнее, чем с его предшественником Зигмаром Габриэлем. Хотя оба являются социал-демократами.

Разумеется, дело не только в том, кто в данный момент возглавляет германский МИД. В Берлине ухудшение отношений связывают с хакерскими атаками на бундестаг в 2015 году и убийством бывшего полевого командира Зелимхана Хангошвили в 2019 году. И в том и в другом случае германские власти заявляют о причастности властей российских. В Москве эти обвинения категорически отвергают.

История с «отравлением» Алексея Навального только добавила проблем. Хотя вот германский политик Александер Ламбсдорф в интервью Deutsche Welle заявил, что эта история для немцев куда менее важна, чем две вышеуказанные причины. Поскольку произошло это не на германской территории и нарушением суверенитета не является.

Что думают в Москве

А что же Россия? А в Москве накануне министр иностранных дел Сергей Лавров встретился с делегацией партии «Альтернатива для Германии». Отношение к ней властей ФРГ и мейнстримной прессы вполне однозначно. Партию именуют ультраправой, какие-либо попытки сотрудничества с ней других политических сил неизменно становятся причиной скандала. В общем, АдГ всячески пытаются представить «нерукопожатной».

Ну так и западные политики, тот же Маас, встречаются с российскими оппозиционерами. Причем предпочитают не из тех, что представлены в парламенте. А куда менее влиятельными, чем «Альтернатива для Германии». Российские же официальные лица от таких встреч до недавних пор если и не воздерживались, то старались их не афишировать. К слову сказать, подобные встречи — вполне нормальная практика. И коль западные официальные лица не видят в ней ничего из ряда вон выходящего, то и российским стесняться здесь нечего.

В минувший понедельник, 7 декабря, состоялся телефонный разговор между президентом России и канцлером Германии. Впервые за достаточно долгое время. Обычно Путин и Меркель созваниваются чаще. Точнее, созванивались — до истории с Навальным.

По итогам разговора была заметна разница в сообщениях о них. В Москве акцентировали внимание на том, что стороны обсудили ситуацию в Нагорном Карабахе, в Донбассе, сотрудничество в борьбе с коронавирусом. В Берлине — что речь шла об «отравлении» Навального.

Станет ли этот разговор прологом к перезагрузке отношений между двумя странами, о которой на встрече с делегацией «АдГ» сказал Сергей Лавров? Судя по всему, едва ли. Тем более, что Меркель в декабре следующего года покинет пост канцлера. Впрочем, за год можно успеть довольно много.

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:
Похожие новости:
Глава МВФ рассказала о потрясениях, которые ждут мир
Украинцы уехали в Евросоюз на поездах и не вернулись
Журналистку из Финляндии расстроил вкус российских продуктов
Граждане США - власти: "Руки прочь от Венесуэлы!"
Опрос показал растущую готовность немцев пойти на сближение с Россией
Генассамблея ООН приняла резолюцию по «милитаризации» Крыма
В Иране коронавирусом заболел замминистра здравоохранения
Украинские трудовые мигранты стали главными инвесторами в экономику Украины