Москва-Берлин: точка разрыва уже пройдена?

Россия для Германии уже не важна?

Впрочем, то же самое можно сказать и о Германии. По крайней мере, недавно германский министр иностранных дел Хайко Маас написал в одной из статей, что «в отличие от времен (канцлера Вилли) Брандта сейчас нам не надо делать крюк через Москву, чтобы поговорить с нашими восточными соседями».

«Многие наши партнеры в Восточной и Центральной Европе смотрят на Россию критически — и немецкая внешняя политика должна всерьез принимать эти страхи наших соседей. Вместе с предложениями диалога важна поэтому также и ясная немецкая позиция в отношении Москвы, чтобы сохранить доверие в Восточной Европе», — подчеркнул Маас.

К слову, во многом с его персоной связано ухудшение российско-германских отношений. Вести с ним диалог заметно сложнее, чем с его предшественником Зигмаром Габриэлем. Хотя оба являются социал-демократами.

Разумеется, дело не только в том, кто в данный момент возглавляет германский МИД. В Берлине ухудшение отношений связывают с хакерскими атаками на бундестаг в 2015 году и убийством бывшего полевого командира Зелимхана Хангошвили в 2019 году. И в том и в другом случае германские власти заявляют о причастности властей российских. В Москве эти обвинения категорически отвергают.

История с «отравлением» Алексея Навального только добавила проблем. Хотя вот германский политик Александер Ламбсдорф в интервью Deutsche Welle заявил, что эта история для немцев куда менее важна, чем две вышеуказанные причины. Поскольку произошло это не на германской территории и нарушением суверенитета не является.

Что думают в Москве

А что же Россия? А в Москве накануне министр иностранных дел Сергей Лавров встретился с делегацией партии «Альтернатива для Германии». Отношение к ней властей ФРГ и мейнстримной прессы вполне однозначно. Партию именуют ультраправой, какие-либо попытки сотрудничества с ней других политических сил неизменно становятся причиной скандала. В общем, АдГ всячески пытаются представить «нерукопожатной».

Ну так и западные политики, тот же Маас, встречаются с российскими оппозиционерами. Причем предпочитают не из тех, что представлены в парламенте. А куда менее влиятельными, чем «Альтернатива для Германии». Российские же официальные лица от таких встреч до недавних пор если и не воздерживались, то старались их не афишировать. К слову сказать, подобные встречи — вполне нормальная практика. И коль западные официальные лица не видят в ней ничего из ряда вон выходящего, то и российским стесняться здесь нечего.

В минувший понедельник, 7 декабря, состоялся телефонный разговор между президентом России и канцлером Германии. Впервые за достаточно долгое время. Обычно Путин и Меркель созваниваются чаще. Точнее, созванивались — до истории с Навальным.

По итогам разговора была заметна разница в сообщениях о них. В Москве акцентировали внимание на том, что стороны обсудили ситуацию в Нагорном Карабахе, в Донбассе, сотрудничество в борьбе с коронавирусом. В Берлине — что речь шла об «отравлении» Навального.

Станет ли этот разговор прологом к перезагрузке отношений между двумя странами, о которой на встрече с делегацией «АдГ» сказал Сергей Лавров? Судя по всему, едва ли. Тем более, что Меркель в декабре следующего года покинет пост канцлера. Впрочем, за год можно успеть довольно много.

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:
Похожие новости:
Вертолет, упавший 31 год назад, найден в Чернобыльской зоне
Посол США рассказал, что окончательно убьет отношения с Россией
В Саудовской Аравии 12 верблюдов с ботоксом отстранили от конкурса красоты. Видео
Почему минобороны решило уничтожить ракеты "Сатана"
Украина начала набор полицаев для патрулирования Крыма
ВСУ обстреляли наблюдателей ОБСЕ под Донецком
Китай будет назначен виновным за "ковид". Готов ли Пекин к последствиям?
Лукашенко подготовил план жёсткого контрудара по Литве