Президент РФ Владимир Путин утвердил доктрину продовольственной безопасности. Первая доктрина, утвержденная в 2010 году, предусматривала, что внутренний рынок должен наводниться продукцией собственного производства. Сейчас же предполагается нарастить экспорт сельхозпродукции. При этом эксперты отрасли замечают, что продовольственная корзина россиян все скуднее — мы потребляем меньше рыбы, овощей и фруктов, чем было бы правильно для здоровья. И, как говорится в доктрине, экспорт продуктов питания должен превалировать над импортом.
Но пока Россия в основном ввозит еду, а не вывозит.
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ, в 2018 году Россия экспортировала сырье и продовольственные товары на 24,9 млрд долларов, а ввезла на 29,7 млрд долларов.
Напомним, что весной 2018 года Владимир Путин поручил правительству обеспечить увеличение экспорта сельхозпродукции до 45 млрд долларов в год.
А тем временем нас продолжают кормить импортными продуктами — причем часто под видом «отечественных товаров». Ведь в России до сих пор существует проблема переработки. Российские перерабатывающие предприятия строились в своей массе еще в советское время — и их надо реконструировать, менять оборудование. Промышленные мощности истощены. Например, что касается переработки зерна, то у нас 112 мельниц построены еще до революции, еще 33 — до 1945 года, остальные до 1980 года. А уж с переработкой плодоовощной продукции совсем беда. Консервные заводы устарели, их надо менять на новые предприятия, оснащать, решать проблемы логистики, инженерной инфраструктуры. А пока предприятия вынуждены отправлять за рубеж сырье, поскольку не всегда есть возможность переработать его здесь, в России. Фермеры и вовсе подчас продают свой урожай за копейки, поскольку не могут его реализовать за рыночную цену — перерабатывать овощи негде.
Почти треть от стоимости товара уходит на упаковку. Тара за рубежом вообще дешевле, а стеклянной тары у нас производят меньше, чем было бы нужно.
Так что самое простое — не везти российские овощи за рубеж и завозить назад готовую продукцию, а просто закупать все за рубежом — по крайней мере, такую тактику для себя выбрали производители консервов.
Практически все они кормят потребителей овощными консервами, сделанными за рубежом, хотя придумывают для них русские названия: это маркетинговые уловки, и они срабатывают.
Этой уловкой уже давно пользуются и иностранные производители: чтобы потребитель «клюнул», нужно «милое сердцу» название. Например, Шоколад «Российский» (помните известный рекламный слоган «Россия — щедрая душа»?) делает компания Nestle (Швейцария), вафельный торт «Причуда» — это компания CraftFoods (США), молоко «Веселый молочник», «Домик в деревне» делают компании, принадлежащие Pepsico (США). Милые названия «Простоквашино», «Растишка» использует DANONE (Франция), чаем «Беседа» с добрым домовенком в рекламе нас поит компания Unilever (Британия-Нидерланды).
Вот так поступают и наши, российские производители: делают консервы за рубежом, ввозят в Россию под российскими брендами.
В 2008 году 70 процентов овощных консервов на прилавках были импортными. Сейчас, через 10 лет, уже 85 процентов консервов приезжают к нам из-за рубежа. Самые, пожалуй, популярные у россиян консервы из овощей — это горошек, кукуруза и огурцы.
Производители консервов, начиная разворачиваться на российском рынке, заметив, что домашняя консервация пошла на убыль, пытались ранее развить рынок консервов с «домашним вкусом», различных маринадов и так далее. Российская компания «ПомидорПром» (брэнд «Огородников») даже объявляли конкурс на лучший домашний рецепт. Но в итоге оказалось, что все же выгоднее делать консервы за рубежом — и гнать оттуда готовые банки, пусть и под приятными слуху «русскими названиями».
Казалось бы, уж точно должны быть произведены в России консервы «Дядя Ваня» — такое русское название бренда! Но делают эти огурцы, как и другие огуречные консервы, в Индии. В этой стране урожаи огурцов собирают по несколько раз в год, так что производить там консервы очень выгодно.
Консервы для России делают также в Китае, азиатских странах, Казахстане.
Довольно известен в России был бренд «Глобус», но вскоре главным игроком стала компания Bonduelle, которая вышла на российский рынок в 90-е годы. Чтобы оттеснить Bonduelle, холдинг «ПомидорПром» (бренды «Огородников», «Помидорье», «Сарепта») объединился в 2014 году с другим производителем консервов — Lutik Group. И сейчас эта объединенная компания старается лидировать на рынке консервов. Другие крупные производители консервов, поставляющие их на российский рынок, — «Десан», Eko, Globus Konzervipari RV, «Русское поле» («Дядя Ваня»).
Качество консервов при этом не всегда высокое. С одной стороны, производство за рубежом позволяет подобрать «горошинку к горошинке», с другой, могут ли азиатские или индийские огурцы соперничать со свежим российским урожаем?
В 2016 году Роскачество начало веерные исследования консервов. Тогда эксперты начали изучать качество, в том числе, маринованных огурцов, горошка и кукурузы. А в марте 2019 года Роскачество снова проверяло овощные консервы. Как ни странно, консервы марок:
- «Дядя Ваня»,
- «Heinz нежный»,
- «Виктория»,
- «Грин Рэй»
получили знак «Товар со знаком Качества».
И отличные оценки получили консервы:
- «Дикси»,
- «Скатерть Самобранка»,
- «Перекресток»,
- «Зеленый Великан»,
- Bonduelle,
- «Грядка удачи»,
- «Огородников».
Несмотря на то, что большинство этих консервов приезжает к нам из-за рубежа. Кстати, консервы марки «Огородников» делает как раз компания «ПомидорПром», которой управляет P-Holding Group, основанная Максимом Протасовым. Максим Протасов был и одним из основателей Роскачества.
Однако новая продовольственная доктрина говорит о продовольственной независимости. Россия должна обеспечить себя своей же отечественной продукцией. Хитрости с брендингом, которыми пользуются производители, в том числе в секторе производства консервов, скоро перестанут работать. Придется производителям не просто называть свои продукты русскими названиями, но и делать их — по-настоящему — в России. Может быть, скоро россиян наконец перестанут кормить огурцами из Китая или Индии, а российские урожаи будут востребованы.
Подпишитесь на нашу рассылку
Подписаться
Обсудить (7)
Темы
рынок
производители
сельхозпродукция
российские консервы
продовольственная безопасность
Новости партнеров
Актуальная аналитика
Профилактика
5 способов снять спазмы сосудов без лекарств
Новости спорта
WADA собирается уничтожить всех
Новости футбола
Дмитрий Радченко: «Если Смолов поможет «Сельте», будем называть его игроком европейского уровня»