Полный цикл экспорта вооружений
Дмитрий Рогозин, хотя и не подписал в Нью-Дели итоговых соглашений, тем не менее, обсудил с премьер-министром Индии Нарендрой Моди расширение сотрудничества по всему комплексу вопросов — от ядерной энергетики до высоких технологий. Рогозин также встретился с индийским министром обороны Нирмалой Ситхараманом.
Москва и Нью-Дели в перспективе собираются перейти на контракты «полного жизненного цикла», которые будут действовать весь период существования вооружения и военной техники. «Это означает, что Россия переходит от принципа «продал и забыл» к принципу совместного взаимодействия с нашими индийскими друзьями — с момента продажи до послепродажного обслуживания, вплоть до утилизации», — уточнил Рогозин.
«С новым министром обороны Индии мы договорились превратить военно-промышленные конференции, которые мы уже проводили в этом году, в процесс постоянного согласования тех замечаний, которые всегда выявляются в процессе эксплуатации вооружения и военной техники», — сообщил вице-премьер РФ по итогам визита в индийскую столицу.
В ходе переговоров с главой оборонного ведомства Индии Дмитрий Рогозин обсудил такие темы, как экспорт вооружений и запасных частей в Индию, проведение совместных войсковых учений, расширение совместных высокотехнологичных производств и разработок военной техники и запасных частей.
Прорыв в военно-техническом сотрудничестве
Как отмечают эксперты, настоящий прорыв в военно-техническом сотрудничестве двух стран произошел осенью 2016 года, когда на полях саммита БРИКС Россия и Индия заключили ряд соглашений. Прежде всего, о поставках в Индию зенитно-ракетных систем С-400.
«Рособоронэкспорт», «Вертолеты России» и индийская компания Hindustan Aeronautics Limited подписали соглашение о создании совместного предприятия по производству вертолетов Ка-226Т. По условиям контракта первые 60 вертолетов Индия закупит у холдинга «Вертолеты России», а затем 140 винтокрылых машин будут собраны по лицензии в индийском городе Бангалор.
Кроме того, Индия согласилась закупить у России четыре фрегата проекта 11356 (класса «Адмирал Григорович»). В частности, договорились о том, что один корабль будет достроен на российском судостроительном заводе «Янтарь», а три фрегата — в Индии. Общая стоимость этого соглашения составила около 3 млрд долларов.
Россия также согласилась передать Индии в лизинг многоцелевую атомную подводную лодку проекта 971 (класса «Акула») из состава российского ВМФ. Ранее Индия уже получила в лизинг подлодку этого типа «Чакра», известную как «Нерпа».
США пытаются втянуть Индию в орбиту своего влияния
В ноябре в индийские СМИ просочилась информация о том, что Нью-Дели нарушил условия контракта с Россией и допустил представителей Пентагона на «Чакру». Появление военнослужащих США на подлодке вряд ли вызвало восторг у российской стороны. Тем не менее, Москва решила не обсуждать публично этот инцидент, чтобы не нанести ущерб отношениям с Нью-Дели.
Появление американских военнослужащих на российской подводной лодке стало возможным благодаря совместной индийско-американской программе по сотрудничеству в сфере обороны. В июне премьер-министр Индии Нарендра Моди посетил с официальным визитом Вашингтон, где встретился с Дональдом Трампом и договорился об углублении сотрудничества в сфере обороны. Белый дом пытается вовлечь Индию в орбиту своего влияния и не допустить создания военно-политического альянса Москвы и Нью-Дели.
Индия отказывается от проектов Поднебесной
Между тем Россия стремится добиться участия Индии в важных региональных транспортных проектах. В частности, речь идет о проекте Международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг» длиной 7200 км. Этот маршрут предусматривает транспортировку транзитных грузов из Индийского океана в Персидский залив. Если проект реализуется, то может быть создан стратегический треугольник Москва-Нью-Дели-Тегеран.
Однако участие Индии в другом транспортном проекте — «Один пояс — один путь» — сегодня под большим вопросом.
21 декабря официальный представитель МИД Индии Равиш Кумар заявил: «Наша позиция по данному вопросу предельно ясна и последовательна. Вам известно, почему мы выступаем против этого проекта. Мы считаем, что такие инициативы должны воплощаться на основе международно признанных норм, при эффективном руководстве, в условиях верховенства закона, открытости и прозрачности».
По словам индийского дипломата, такие проекты «должны реализовываться таким образом, чтобы не нарушать территориальную целостность и суверенитет какой-либо из стран».
Владимир Путин, поддержавший проект «Один пояс — один путь», пока так и не смог убедить официальный Нью-Дели присоединиться к нему. Это подчеркивает напряженность в отношениях Индии и Китая.