В Новосибирске уже почти два года обсуждаются финансовые дела одного из самых богатых жителей сибирской столицы — Виталия Штабного (состояние — $60 млн, по данным журнала Status, 2008), бывшего соучредителя и совладельца одного из лидеров мясопереработки региона холдинга «Российские мясопродукты» (РМП). Так что действующими собственниками холдинга «Российские мясопродукты», согласно ЕГРЮЛ, с 2016 года остаются Алексей и Николай Зенковы.
При этом редакция сибирского портала «Независимый источник» обращает внимание на некие скрытые подробности, предшествовавшие выходу из состава учредителей холдинга господина Штабного. Обстоятельства эти, конечно же, полны интриг и противоречий.
Известный вопрос к любому уважаемому и не очень уважаемому российскому и не очень российскому бизнесмену: «С чего начинался ваш бизнес?». Применительно к Виталию Штабному это 90-е годы, время жестокого становления капитализма: «наезды» бандитов (рэкетиров), плата за «крышу», недобросовестные чиновники и милиция в роли рэкетиров. Плюс страна в хаосе, тотальная безработица и нищета… Но кризис для кого-то это трагедия, а для кого-то — время новых невиданных возможностей.
Как утверждает «Независимый источник», деньги на открытие бизнеса Виталием Штабным были взяты у известного на тот момент в городе бизнесмена Игоря Шулякова, которому, впрочем, маленький колбасный цех был не особо-то и интересен, просто есть деньги, а дивиденды лишними не будут.
История РМК, по данным официального сайта компании, началась в Новосибирске с небольшого кустарного мясоперерабатывающего производства на территории столовой одного из цехов новосибирского завода «Экран» мощностью 300 кг в сутки. За 24 года местный производитель вырос до крупного холдинга с совокупной мощностью предприятий более 200 тонн готовой продукции в сутки.
Осенью 2006 года мясной рынок России поразило известие о том, что в Сибири неожиданно появился новый крупный игрок с оборотом в шесть миллиардов рублей.
При этом, как известно, в бизнесе бывает всякое. Порой приходилось и создавать разные схемы, чтобы убрать кого-то из бизнеса под видом реорганизации холдинга или иными благовидными предлогами. В итоге РМП укрепился во всех четырех основных направлениях: мясопереработке, заготовке сырья, оптовой и розничной торговле.
Однако десятые годы — это не девяностые и не двухтысячные. Если во времена дикого накопления первоначального капитала партнеры «кидали» партнеров либо банально устраняли с помощью киллеров (помните такую песню Евгения Кемерского «Братва, не стреляйте друг в друга»?), то сейчас можно интеллигентно продать свою долю по «правильной» цене. Но перед этим создать, к примеру, ситуацию, в которой покупатели должны выкупить долю продавца дорого и сразу. Иначе санкции, кутузка, проблемы с бизнесом и т.д. и т.п.
Весь деловой Новосибирск обсуждает информацию, как Виталий Штабный обманул своих вроде бы не очень доверчивых бывших партнеров Алексея и Николая Зенковых.
Согласно главному условию выхода из холдинга, Виталий Штабный прекращал ведение мясного бизнеса не только в регионе, но и по стране. Еще и поэтому братья Зенковы согласились выкупить его долю за невероятные по объему даже для отраслевого рынка деньги.
Но что в итоге? Как пишет «Независимый источник», Штабный, используя имеющийся в его распоряжении административный ресурс, создал невозможные условия для продолжения ведения бизнеса. В это же время Штабный на деньги Зенковых, по сути, создал параллельный мясной бизнес несмотря на все обещания и заверения. Лидер отрасли региона оказался в сложнейшей ситуации. Но, увы, похоже, что ни власти, ни правоохранительные органы ей не очень-то и интересуются.