США ничего не объясняют
Зачем Трамп признал Иерусалим столицей Израиля? Слишком просто все списать на непредсказуемость нынешнего хозяина Белого дома, его неопытность или на внутриполитические соображения: мол, ему необходима поддержка израильского лобби в Америке. Все это так, но не хочется верить, что судьбы войны и мира, жизни и смерти миллионов людей зависят от столь легковесных причин, соображений, расчетов…
Сам Трамп заявил, что его решение отвечает интересам Соединенных Штатов и лежит в русле поиска мирного урегулирования между Израилем и палестинцами. О каких именно интересах идет речь, он не уточняет, но признание Иерусалима столицей Израиля вызовет бурю гнева и возмущения не только в Палестине, а на всей арабской улице. Это — идеальный запал для новой интифады. В условиях, когда в Ираке и Сирии только-только удалось переломить хребет сильнейшей международной террористической организации, эта брошенная Трампом граната способна вызвать детонацию непредсказуемой силы.
До сих пор не произошло слияния профессиональных террористов ИГИЛ* и не менее профессиональных бойцов различных палестинских группировок. Год назад, после визита в Палестину, «Правда.Ру» рассказывала о том, что идеология ИГИЛ* не нашла там последователей. Уверен, что больше всего это обстоятельство радовало и самих палестинцев, и израильтян. Ведь они наверняка не забыли, что такое интифада.
И вот они поставлены перед ее угрозой. Причем, если новая интифада случится, она будет интифадой нового типа — с активным участием недобитых террористов из Сирии и Ирака. Такого развития событий не могли желать ни те, ни другие. Но оказалось, что именно этот сценарий «отвечает» интересам США.
Значение имеет и момент, выбранный для признания Трампа. Ведь принципиальное решение о переносе американского посольства в Иерусалим было принято Конгрессом еще в 1995 году. С тех пор президенты лишь отсрочивали его реализацию.
Америка могла сделать это раньше. Так, в 2000 году взрыв гнева палестинцев был примерно так же целенаправленно спровоцирован израильским премьером Ариэлем Шароном, который совершил демонстративное «восхождение» на Храмовую гору. Шарон, которого в регионе прозвали «бульдозером», явно хотел добиться мощных потрясений, которые позволили бы ему сдвинуть ситуацию с мертвой точки. И в тот момент перенос американского посольства в Иерусалим не привел бы к катастрофе, потому что регион и без того был охвачен бурей.
В то время еще не было такого игрока, как современный исламистский терроризм. Не было «цветных революций». Не было, наконец, войны в Сирии, в непосредственной близости от зоны палестино-израильского противостояния. Сегодня же этот шаг практически гарантированно приведет и к издержкам, и к потерям, и к многим жертвам.
Арабский клубок
Наряду с новой интифадой регион ожидают глубокие расколы. Обратим внимание: первая реакция последовала из Анкары. Даже не реакция, а предупреждение. Президент Турции Эрдоган, едва появились сообщения о готовящемся демарше Трампа, пригрозил разрывом дипотношений с Израилем. Затем к Эрдогану присоединился иорданский король Абдалла II. При этом оба они говорили об оскорблении, нанесенном Трампом мусульманам, на которое от их имени ответит Организация исламской солидарности на заседании в Анкаре.
Все это — неспроста. Эрдогановская Турция давно вынашивает планы возвращения себе статуса защитницы всех мусульман мира, главной исламской державы — взамен Саудовской Аравии. Действия Трампа предоставили Эрдогану идеальный повод подтвердить эти претензии.
Вой, приятный нашему слуху: в битве за Иерусалим выиграет Москва
Да, саудовцам было совсем не с руки повышать голос для критики Вашингтона: они ведь объявили о начале реформирования собственного ваххабитского ислама. Опять же Эр-Рияд только что был засвечен в сотрудничестве с израильтянами (обмен разведданными) и чуть ли не в готовности открыть саудовское диппредставительство в еврейском государстве. В сложившейся ситуации саудовцы явно проигрывают Турции гонку за лидерство в исламском мире.
На этом фоне появление рядом с Эрдоганом короля Иордании — знаковое событие. И турецко-иорданский дуэт выглядит отнюдь не случайным. Иорданское королевство называется Хашимитским: король Абдалла происходит из племени бану Хашим — племени пророка Мухаммеда. Его предки были изгнаны кланом Саудов из Хиджаза, их королевства на красноморском побережье Аравии. Как раз на территории Хиджаза расположены две святыни ислама — города Мекка и Медина. Иерусалим — третья святыня. И получилось, что ее главные защитники — турки и хашимиты, а не саудиты, охраняющие Мекку и Медину. А это уже серьезное основание для глубокого раскола в мусульманском и арабском мире.
Иранский фактор
Добавьте к этому иранский фактор: Тегеран тоже давно и настойчиво стремится к статусу защитника святынь ислама, особенно — Иерусалима. Он же не скрывает и своих претензий на положение ведущей ближневосточной державы. Ради этого он вмешался в сирийскую войну, а до этого — создал в Ливане «Хезболлу» и ввел ее в правительство.
Американцы заставили всех, и прежде всего саудовцев, поверить в то, что Иран превратился в главный источник угроз арабам, заменив Израиль. В последние год-полтора Эр-Рияд с охотой и энтузиазмом погружался в пучину противостояния Тегерану, втягивал в этот процесс соседей, в том числе и сильнейшую арабскую страну — Египет. Все выглядело логично и замечательно.
Но как оценить ситуацию теперь, после решения Трампа? Остается ли Иран по-прежнему главным врагом арабов? Или Израиль вернул себе этот титул? Или враг теперь — США? А как станет выглядеть антииранская солидарность на фоне призывов Тегерана объединить усилия для «освобождения Иерусалима»?
Ответы на эти вопросы — дополнительные основания для раскола в арабских рядах. И его подготовил Дональд Трамп. Отвечает ли это его пониманию интересов США? Вероятно…
ИГИЛ* — террористическая организация, ее деятельность запрещена на территории РФ.