На сцене театра «Школа современной пьесы» — настоящий эксперимент, такого еще не делал никто: спектакль, построенный на 200 еврейских анекдотах. Ни одного лишнего слова, ни одной специально написанной связки, ни единого «мостика» — только еврейский фольклор, взятый режиссером Иосифом Рахйльгаузом из своего одесского прошлого.
Сам Иосиф Райхельгауз — великолепный рассказчик, безраздельно завладевающий вниманием слушателя в любом жанре: от лекции по системе Станиславского до байки или того же анекдота. Но одно дело — рассказывать самому, другое — научить делать это артистов. В спектакле «Умер-шмумер, лишь бы был здоров» с этим нелегким делом великолепно справляется, практически, вся труппа театра. Это:
- И Владимир Шульга, как ни в чем не бывало читающий газетку, лежа в лодке, которая что-то сильно напоминает.
- И Николай Голубев, разъезжающий по сцене на велосипеде.
- И Александр Овчинников, дающий советы от имени ребе.
- И вечно беременная Татьяна Циренина.
- И Ольга Гусилетова — Берта Соломоновна на все времена.
- И Иван Мамонов — единственный русский парень в этой компании.
- Но, пожалуй, самая колоритная рассказчица — Елена Санаева. Анекдот в ее исполнении — не анекдот вовсе, а яркие и остроумные реплики или монологи в миниатюре.
На сцене — настоящий одесский дворик. Вдали брезжит Черное море. Слева и справа — узнаваемые балкончики, с которых через весь двор тянется бельевая веревка. Настоящее клезмерское трио — скрипка, кларнет и аккордеон — перемещается по сцене и залу. А над всем этим миром парит скрипач с картин Марка Шагала.
Смеяться каждому скетчу не получается — просто потому что просто не успеваешь: темп спектакля очень быстрый. Смех вспыхивает то там, то здесь. Но в целом — не утихает.
Все смешалось: юмор, мудрость, абсурд, ирония некоторые фразы иногда на грани фола, иногда — в маске невинности. Головокружительный каскад, кажущийся импровизацией, но на самом деле строго выстроенный в внятную драматургическую конструкцию.
Маленькие истории складываются в картину жизни библейского народа, который при всех многовековых испытаниях, что выпали на его долю, сумел сохранить юмор и ироничное отношение к себе. Поэтому вместо антракта, на который полспектакля артисты намекают публике, они распевают частушки с антисемитским рефренчиком: «Евреи, евреи, кругом одни евреи…»
Но авторы спектакля в силу собственной этнической принадлежности не боятся упреков в антисемитизме. Наоборот, доводя эту тему до абсурда, театр предлагает «антисемитам -= скидку 10%». И это тоже, разумеется, анекдот.
Подпишитесь на нашу рассылку
Подписаться
Обсудить
Темы
театр
спектакль
школа современной пьесы
Новости партнеров