Об этом рассуждают журналисты британского издания The Spectator. Обозреватель Марк Галеотти напомнил, что Дзержинский был польским аристократом, успел создать Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем и много лет успешно ее возглавлял.
По сути, большевики отвоевали всю страну, но это было сделано ценой огромных человеческих жертв. Как работало ЧК, всем известно, но речь немного не об этом.
С точки зрения Запада, это памятник советской политической полиции, которая впоследствии регулярно меняла свои названия, не отказываясь при этом от кровавых и деспотичных методов работы.
Пресловутая статуя появилась на Лубянке в 1958 году, где простояла до августа 1991 года. Во время путча толпы людей попытались низвергнуть Дзержинского с пьедестала. В итоге статую демонтировал при помощи крана. После нескольких лет позорного лежания на муниципальной территории Дзержинский оказался в Музее скульптуры советской эпохи.
Далее Галеотти обрушивается с критикой на российские власти по поводу того, что такая дискуссия — о возвращении памятника — стала вообще возможной.
По его словам, место для Железного Феликса в концепции «сильной России» явно найдётся. Наследники КГБ из Федеральной службы безопасности по-прежнему называют себя чекистами, отмечает эксперт.
Досталось и расположенному неподалеку магазину «Библио-Глобус», где есть специальный отдел книг по истории российских и советских спецслужб. Якобы полки там стонут под грузом жизнеописаний Дзержинского, его современников и их духовных преемников.
Дзержинский был фанатиком, пишет Галеотти, страшным не только количеством отнятых жизней, но и силой аппарата политической полиции, «у которого нет ни морали, ни сдерживающих принципов, а есть только стремление исполнять волю Кремля».
Но инициаторы возвращения памятника считают, что он очень подходит «великой и трагической эпохе революций и потрясений». Якобы он может стать мощным предостережением антиправительственным демонстрантам.
«Если на Западе низвержение статуй часто воспринимается как знак прогрессивной добродетели, то восстановление памятников в России подаст сигнал иного рода. Это будет мощным предупреждением о том, что не стоит шутить шутки с Кремлём», — подытоживает журналист.
Как отметили в телеграм-канале «Militarist Conservative», непосредственно к самой личности Дзержинского эта тема не имеет прямого отношения.
Его личность в данном случае воплощает в себе архетип защитника государства и общества, а значит, истинные деяния Железного Феликса для инициаторов восстановления памятника второстепенны.
Точно так же, как современные «поклонники СССР», в большинстве своём не являясь последовательными марксистами, просто хотят порядка, справедливости, принадлежности к глобальному сверхпроекту, порождающему чувство национальной гордости и величия. Точно так же и нынешние поклонники Дзержинского видят в нём скорее символ порядка и борьбы с деструктивными силами, при этом зачастую даже не углубляясь в историю его поступков.
«Непосредственный вопрос памятника на Лубянке является лишь поверхностным проявлением глубинного запроса общества, дающего ответ на вопрос, какой должна стать Россия будущего. И к этому запросу необходимо прислушаться», — считает автор канала.
Дискуссии по вопросу ещё идут.