Почему в Перу президентом стал марксист
Очевидная победа на президентских выборах в Перу Педро Кастильо, активиста сельского профсоюза из марксистской партии «Свободное Перу», будет не последним успехом левых сил в Латинской Америке.
Кастильо выиграл выборы 15 июня (51% голосов) на обещаниях национализации добывающей промышленности и обеспечения справедливого перераспределения национальной ренты. При этом Перу было одной из стран с лучшими экономическими показателями в регионе. ВВП на душу населения с 2011-го по 2019 год рос на 2% в год, а доля населения, живущего в бедности, упала с 59% в 2004 году до 20% в 2019 году.
Но когда разразилась эпидемия коронавируса, в половине местных клиник не оказалось врачей, 80% имели устаревшее или сломанное оборудование и инфраструктуру. В стране было зарегистрировано только 276 коек для интенсивной терапии.
Оказались лишёнными помощи государства перуанцы, работающие в «неформальной» экономике, а это, по данным Национального института статистики и информатики (INEI), 75,2% населения по состоянию на третий квартал 2020 года. Эти люди не имеют страховых полисов, счетов в банках, их доходы в среднем упали на 12%, а общая бедность в стране выросла до 30%. Показатели смертности от COVID-19 в Перу — одни из самых высоких в регионе.
Конечно, 75% «неформалов» против 30% среднего класса легко выбрали марксиста, хотя были разные манипуляции при подсчёте голосов.
Подобное положение с социальной справедливостью имеет место быть не только в «благополучном» Перу, но и в других странах «рыночной экономики». Их сотрясают манифестации с лозунгами: «Они не представляют нас». Имеются в виду неолиберальные правящие элиты, которые в период пандемии не обеспечили население
- работой,
- лечением,
- защитой,
- вакцинами.
Левые лучше справились с пандемией
Иначе обстоят дела там, где уже правят левые, — в Аргентине, Никарагуа, Мексике, Венесуэле, Боливии, га Кубе. Там социальная политика наработана годами, живут все небогато, но нет такого жуткого социального расслоения, как в странах победившего неолиберализма. В «ковидные» времена приобретение вакцины в этих странах освобождено от геополитики, медицина справляется с наплывом больных, есть пенсионное обеспечение, социальное и медицинское страхование.
Западу не помогает в информационной войне даже прямое давление на эти страны.
- Венесуэла выстояла в эмбарго.
- Никарагуа идёт к новой уверенной победе Даниэля Ортеги на выборах.
- В Боливии к власти вернули левых, и в парламенте, и на президентской должности.
- Куба начинает реформы в интересах частного сектора, сохраняя социальную политику.
- Стабильны режимы Альберто Фернандеса в Аргентине и Андреса Мануэля Лопеса Обрадора в Мексике.
С момента вступления в должность в 2018 году Лопес Обрадор расширил государственный контроль над нефтью, газом и энергетикой. Партия президента одержала очередную победу на общих выборах в законодательные, муниципальные органы и губернаторы 17 штатов, которые прошли в Мексике в начале июня.
Оплоты необелирализма Чили и Колумбия готовы сдаться
Кандидаты от левых партий готовы к победе в Чили, Колумбии и Бразилии, где президентские выборы состоятся в ближайшие полтора года.
- В Чили с конца 2019 года протестовали против повышения тарифов на проезд в общественном транспорте,
- в Колумбии — против жестокости полиции,
- в Бразилии — против бездействия властей в пандемию. Ничего того, что обещали власти — образование на селе, новую инфраструктуру, чистую воду и санитарию — ничего не было сделано. Горожане в лице среднего класса также недовольны падением реальных доходов.
Поэтому избиратель предпочитает замену нынешней экономической неолиберальной модели на модель, где государство будет играть бОльшую роль в экономике. Ресурсы у него тоже появятся — цены на сырьё в мире устойчиво растут.
Чили, которое со дня смерти Сальвадора Альенде было полигоном для «чикагских мальчиков», со всей вероятностью в ноябре выберет президентом коммуниста Даниэля Джаду. 54-летний внук палестинских иммигрантов, согласно опросу чилийской газеты El Mercurio, выходит победителем по нескольким различным сценариям. Среди тех, кто намерен голосовать, Джаду получил поддержку 38% опрошенных, в то время как его ближайший соперник, кандидат от Независимого демократического союза (UDI) Хоакин Лавин, набрал 33%.
В интервью Bloomberg лидер коммунистов призвал международных инвесторов «подумать о роли, которую они сыграли в беспорядке и проблемах в регионе».
Он сказал, что только те, кто готов внести свой вклад в благосостояние чилийцев, смогут работать там в случае его избрания. Он добавил, что изменения, происходящие в Чили, являются результатом того, что «люди осознали, что неолиберальная политика несовместима с демократией».
Всего несколько недель назад чилийцы выбрали список делегатов, в основном от левых партий, чтобы внести социальные поправки в свою Конституцию (чего пока не удалось мексиканцам).
В Колумбии во всех электоральных опросах лидирует левый кандидат Густаво Петро. В мае, по всей вероятности, он станет президентом. Колумбия всегда была не только оплотом неолиберализма, но и верной союзницей США, там никогда не было левого правительства. В 2018 году Петро занял второе место на выборах после нынешнего правого президента Ивана Дуке.
Бразилия переизберёт Лулу
Что касается Бразилии, то страна очнулась от навязанной американцами борьбы с коррупцией, от чего непременно страдали лишь нелояльные к Вашингтону политики. Недавно лидер Партии трудящихся Луис Инасиу Лула да Силва, который занимал пост президента с 2003-го по 2011 год, освобождён из тюрьмы, куда был запрятан за якобы незаконно приобретённый «дворец». Он полностью реабилитирован и является фаворитом на выборах в октябре 2022 года с более чем двукратным преимуществом над нынешним президентом Жаиром Болсонару.
США не остановить левый разворот Латинской Америки
По словам Андреса Веласко, бывшего министра финансов Чили, а ныне декана Школы государственной политики Лондонской школы экономики, неравенство и социальные услуги — это именно то, что сейчас беспокоит Латинскую Америку, а не перспективы роста её экономики.
Несмотря на «неудачи Венесуэлы», «у нас мало желания вернуться к позициям свободного рынка и свободной торговли, которые давно отстаивают Соединённые Штаты. Отчасти потому, что даже Соединённые Штаты, похоже, сегодня всё менее привязаны к ним», сказал Веласко в интервью La Tercera.
«Никто больше не думает о том, что делают Соединённые Штаты», — добавил он.
Сегодня ситуация в Латинской Америке напоминает волну побед левых, начатую после избрания Уго Чавеса в Венесуэле в 1998 году.
Ожидаемые изменения политического курса континента укрепят отношения стран с Китаем и Россией. США же будет труднее влиять на события рядом со своими границами. Достаточно сказать, что левый президент Сальвадора Найиб Букеле, рейтинг одобрения которого колеблется в районе 90%, ввёл в официальное обращение в стране биткоин и завёл каждому сальвадорцу по виртуальному кошельку. Высказано прямое неуважение американскому доллару — официальной валюте Сальвадора.
Читайте по теме:
США справедливо опасаются России в Венесуэле и на Кубе
Почему венесуэльцы снова поддержали Мадуро
Боливия возвращает Эво Моралесу легитимность в укор России