При этом он отметил необходимость размещать еврооблигации на российской площадке и отказаться от первичного депозитария в виде Euroclear. В этом ряд аналитиков видят ход в сторону самоизоляции.
Ну и естественно, глава ВТБ отметил необходимость «единых правил» для всех участников фондового рынка. Все эти слова, нужно сказать, воспринимаются общественностью с изрядной долей скепсиса. Например, канал «Банкста» еще раньше отметил, что «Андрей Костин из ВТБ хочет наказать американцев за санкции против себя и предложил Путину план отказа от американской валюты.
План не отличается большой оригинальностью. Костин предлагает стать страной изгоем и не рассчитываться в долларах.
Ранее похожие меры реализовывали Иран и Венесуэла. Но их экономики пока не преуспели, граждане страдают падения нацвалюты и валютных ужесточений. Костина можно отправить к ним на год для набора опыта».
Стоит напомнить, что недавние заявления банкира уже вызывали серьёзное беспокойство у общественности. К примеру, когда он заявил, что владельцы валютных счетов смогут получить свои деньги, только не факт, что в валюте. Глава ВТБ сделал намек на то, что это могут быть и рубли, полученные по рыночной стоимости в соответствующем эквиваленте.
По этому поводу, например, телеграм-канал Незыгарь писал следующее: «Всем владельцам валютных счетов в банках, прежде всего с госучастием. Можно начинать напрягаться. Деловым людям, наоборот, надо готовиться к расцвету черного рынка доллара».
Впрочем, официальные и не анонимные комментаторы и эксперты были более сдержаны в оценках. В частности, главный инвестиционный стратег БКС Максим Шеин заявил изданию «Pravda.ru», что «В какой валюте получать свой валютный вклад, по сути, не важно — лишь бы курс был рыночным. Если какой-то банк не может вернуть валюту вкладчикам — это означает, что банк становится банкротом и его долги возвращает Агентство по страхованию вкладов. Но АСВ может сказать вкладчикам, что «мы вам не доллары вернем, а рыночный эквивалент в рублях»».
Проблема заявлений Андрея Костина и реакции на них не столько в том, что речь в них идет про постепенный уход от доллара. А в слишком радикальной подаче этой информации. То, что российский национальный рынок будет все более национальным, в общем-то все уже поняли давно. Здесь и санкционное давление, со все новыми пакетами ограничений против российской экономики, да и в целом курс на экономический суверенитет.
Вопрос в том, что слишком все это проходит в форс-мажорном режиме, и снова имеют место попытки «выехать» за счет обычных граждан. Например, валютных вкладчиков, которым Костин предлагает не отдавать вклады валютой.
Чисто исторически, у очень многих граждан еще свежи в памяти особенности обращения с валютой в СССР. Но в Советском Союзе хотя бы «социалка» была развитой, и государство патерналистское. В нынешней же России, с введением пенсионных реформ, всем стало понятно, что в экономике мы становимся кране либеральными. Только вот валютные ограничения — это снова не из либеральных преобразований, а наоборот.
С другой стороны, понятно, что в условиях санкций и российским банкам, и иным предприятиям необходимо предпринимать какие-то шаги, чтобы не только оставаться на плаву, но и активно развиваться. Потому, что есть политическая необходимость «большого стратегического рывка».
Но население совершенно не радует тот факт, что «рывок» предлагается делать на его, населения плечах, и, по сути, за его счёт. Это и порождает с одной стороны, панические настроения, а с другой — весьма ехидные комментарии в адрес того же Андрея Костина, делающего резкие заявления и предлагающего радикальные меры.
С другой стороны, стоит напомнить, что на том же ВЭФе общая сумма сделок составила около трех триллионов рублей. Так что, наверное, на российской экономике еще рано ставить крест и паниковать по поводу того, что «суровые годы приходят».