Русские не испугались ледяного безумия: как Лазарев открыл Антарктиду

Открытие Антарктиды

Великое открытие было сделано экспедицией Михаила Лазарева и Фаддея Беллинсгаузена 28 января 1820 года. Российские шлюпы «Мирный» под командованием Лазарева и «Восток» доказали существование возле Южного полюса континента. Опоздай они буквально на пару дней — и честь открытия нового континента могла бы принадлежать британцам. Шельфовый ледник, к которому приблизились шлюпы, в наши дни носит имя Беллинсгаузена.

Михаил Лазарев был прирожденным моряком

Из тридцати двух выпускников своего курса он был третьим и, являясь одним из лучших, был отправлен на пятилетнее обучение мореходству в Великобританию. За это время Михаил не только побывал во многих морях и портах, но и получил звание офицера британского флота. Вскоре после завершения им практики разразилась Русско-шведская война, и здесь, в сражении против двух английских линкоров, Лазарев не только показал британцам все, чему у них научился, но и кое-что новенькое, к чему пришел сам.
Рекомендуем качественные хлопушки от производителя по низким ценам.
После войны 1812 года он стал капитаном фрегата «Суворов», на котором совершил кругосветное путешествие, заодно доставив груз для российских колоний в Америке. Все это позволило рассматривать именно его на роль капитана сложнейшей полярной экспедиции.

Читайте также:  Какие документы нужны для согласования СТУ

Экспедиция к Южному континенту

Экспедиция была подготовлена при личном благоволении Александра I и благодаря влиянию таких людей, как Сарычев и Крузенштерн. Последний был хорошо знаком с Беллинсгаузеном, который был вместе с ним в кругосветном путешествии. Но несмотря на это, капитаном «Востока» тот стал незадолго до отправления экспедиции из Кронштадта. Вся подготовка почти полностью легла на плечи Михаила Лазарева. Он занимался и подбором провизии и общим снаряжением.

Экспедиция готовилась в спешке, пригодных для нее кораблей не хватало, и на роль одного из шлюпов был назначен ледоходный транспорт «Ладога». Под руководством Лазарева корабль был основательно доработан:

  • ниже ватерлинии его обили медью;
  • внутренние конструкции укрепили элементами из дуба.

После всего этого корабль получил имя «Мирный» и был признан готовым к дальнему походу. Впрочем, готовность эта была условной и принималась лишь ввиду обстоятельств.

Суда получились различными. Лазарев писал, что «Мирный» был более крепким, устойчивым, лучше переносил волну и отличался большей вместительностью, но был при этом и менее быстрым, чем «Восток».

Добравшись до Земли Сандвича, честь открытия которой принадлежала Куку, экспедиция выяснила, что мореплаватель ошибался и земля эта представляет архипелаг. Было решено, что он сохранит прежнее название, и теперь он известен как Сандвичевы острова. Также удалось узнать, что острова эти являются частью хребта, тянущегося от Фолклендских островов. В наши дни его называют Южно-Антильским и полагают, что он связан с Андами.

Читайте также:  Как определить, что тормозные колодки нуждаются в замене

Подобравшись предельно близко к еще неизвестной Антарктиде, русские моряки столкнулись с теми же трудностями, какие вставали на пути и у многих других экспедиций до них. Помимо холода, почти все время шел снег, и корабли постоянно наталкивались на непроходимые и казавшиеся беспредельными ледовые поля.

Как писал Лазарев, они продолжали путь, «постоянно покушаясь» на движение к полюсу и подвергая себя опасностям. Лазарев отмечал, что Кук задал им сложнейшую задачу и приходится прилагать все силы, чтобы не ударить лицом в грязь. Самое близкое расстояние, на которое они подошли к берегам Антарктиды, составляло 3 километра. Но моряки смогли рассмотреть берег, где виднелись горы и скалы без снега. На то, что увиденное не является островом, указывало изменение цвета воды.

Закончилась экспедиция 5 августа 1821 года триумфальным успехом. Помимо того, что была открыта Антарктида, удалось составить подробнейшие карты как новых, так и уже известных вод, что имело неоценимую важность для российского флота. Михаил Лазарев тут же стал капитаном второго ранга. Мало какая экспедиция может похвастаться тем, что совершила такие достижения и вернулась почти без потерь. За два года погибло только три человека, один из которых на «Мирном», от цинги, что невозможно поставить в вину организаторам экспедиции и капитану корабля.

Читайте также:  Керамическая плитка, керамогранит от известных мировых компаний

Экспедиция была несомненным триумфом российского морского дела, капитанов и моряков, не только открывших новый и последний материк нашей планеты, но и доказавших, что если кто-либо говорит о невозможности какого-либо достижения, то всегда найдется тот русский, который это утверждение опровергнет.

Подпишитесь на нашу рассылку

Подписаться

Обсудить

Темы

открытие

антарктида

михаил лазарев

путешественник

фаддей беллинсгаузен

Новости партнеров

Актуальная аналитика

Авто

Механические и автоматические КПП: что выбрать?

Путешествия

Русские не испугались ледяного безумия: как Лазарев открыл Антарктиду

Силовые структуры

Паровая баня помогает бывшим солдатам США адаптироваться к мирной жизни

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:
Похожие новости:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *