Фото: Fotodom.ru/DP
Москва изучает «критическую национальную инфраструктуру» Великобритании и то, как она соединяется с континентальными источниками питания с целью создания «паники» и «хаоса», бьет тревогу министр. Ранее о «перерезании» подводных кабелей, которые обеспечивают стратегическую связь и финансовые транзакции страны, говорил начальник генштаба Великобритании.
Как сказал «Правде.Ру» директор юридической фирмы «Интернет и право» Антон Серго, позиции военных с политической точки зрения понятны: отгородиться от внешнего врага — это хороший способ получить дополнительное государственное финансирование. Что касается технического аспекта, пояснил эксперт, то на сегодняшний день «очень многие стратегические инфраструктуры прямо или косвенно выходят на интернет, и теоретически существует возможность кибервоздействия на них со стороны профессионалов очень высокого уровня».
Антон Серго напомнил, что «еще лет 10-15 назад получали широкий резонанс события, связанные с доступом к системам жизнеобеспечения пациентов в больницах ряда стран». С той поры человечество «не очень сильно продвинулось с точки зрения обеспечения кибербезопасности». Что касается России, то «наша в некоторых отраслях технологическая отсталость работает на нас», заметил эксперт.
«На трактор, который занимается уборкой снега, вы априори не сможете осуществить прямое воздействие кибератакой. А вот когда ему на смену придет трактор-робот с искусственным интеллектом, который контролируется оператором, и таких тракторов у того десяток, тогда такая система со временем станет более уязвимой», — пояснил Серго.
Пока наша «отсталость в некоторых отраслях» не ликвидирована, стоит задуматься о будущем. Некоторые сигналы о тестировании нас на прочность поступают. Атака компьютерного вируса Petya в ноябре прошлого года стала серьезным вызовом для медицинской компании «Инвитро», офисы которой перестали работать. Но в России, в отличие от Украины, не пострадали аэропорты и банковская система. Это обнадеживает.
России нужно свое программное обеспечение, компьютеры, коммуникационное оборудование. «Если говорить совсем упрощенно, американцы могут просто нажать кнопку, и вся наша компьютерная система в один момент отрубится», — считает генеральный директор обеспечивающей кибербезопасность «Аэрофлота», «Роснефти», ВТБ и Сбербанка компании Zecurion Алексей Раевский.
Недооценивать эту угрозу не стоит, поскольку первое, что будет предпринято в условиях войны, — это попытка парализовать командные центры и системы жизнеобеспечения потенциального противника, его инфраструктуру.
Поэтому давайте не будем говорить о политических аспектах заявления британского министра, подумаем о технических. Правительство России говорит, что к IV кварталу 2018 года в органах исполнительной власти и органах местного значения должно быть внедрено российское офисное программное обеспечение (ПО).
«У нас есть реестр отечественного ПО, там более 4 тысяч продуктов, — сказал советник президента РФ по интернету Герман Клименко. — У нас есть одна служба, полностью перешедшая на ОС «Гослинукс» с Microsoft, — Федеральная служба приставов. В Крыму ведутся работы. Внутри там нет Microsoft. Есть Минсельхоз, который в этом году собирается перейти на разработки компании «Ред Софт». Это доказывает, что мы можем».