В связи с вводом в действие Крымского моста, соединяющего Крым и Кубань, увеличивается давление на Россию. Помимо провокационных призывов украинского депутата Игоря Мосийчука и американского журналиста Тома Рогена «взорвать мост», предпринимаются также попытки привлечь Россию к ответственности на основе международного права.
Имеют ли последние действия перспективу, если в судах сидят представители «цивилизованного мира», которые «осудили» строительство и эксплуатацию моста.
Эти перспективы — отличные, считает российский политолог Дмитрий Орешкин на страницах украинского издания «Апостроф». «Потому что, по всем правилам, Азовское море принадлежит двум соседствующим державам и, соответственно, любые постройки должны согласовываться двумя сторонами», — пишет автор. Кроме того, по мнению политолога, «мост создает определенное затруднение для международного судоходства, и это то, что дает Украине основания для судебного иска».
9 Фото
Тайны Крымского полуострова
Дмитрий Орешкин полагает, что за мост можно потребовать дорогостоящую компенсацию. Действительно, в правительстве Украины заявили, что только прямые убытки Киева из-за эксплуатации Крымского моста составят 19 миллионов долларов год, а непрямые — миллиарды.
Что же касается реакции «международного сообщества», то «единственным реальным жестким ответом России могут быть санкции с возможным последующим арестом российских судов и запретом на причаливание в международных портах за нарушение международного морского права», — заключает Дмитрий Орешкин.
Его советы были услышаны. В понедельник, 21 мая, Украина подала ходатайство в международный трибунал, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, сообщила представитель президента Порошенко в Верховной раде Ирина Луценко. «Мы надеемся, что до конца 2018 года ходатайство начнут рассматривать, а в 2019 году будет результат рассмотрения», — сообщила она в Верховной раде. О чем это ходатайство, она не пояснила.
Как сказал «Правде.Ру» профессор кафедры международного права МГИМО, доктор юридических наук Дмитрий Лабин, «Украина часто создает экзотичные юридические казусы».
Дело в том, пояснил эксперт «Правды.Ру», что мост — это сооружение, соединяющее две стороны суши, находящиеся под суверенитетом РФ. «И этот вопрос пока никто не оспорил, теоретически даже», — сказал Дмитрий Лабин «Правде.Ру». Конвенция по морскому праву исходит из определения статуса соответствующих пространств. В данном случае речь идет о территориальном море под юрисдикцией России, так как (Керченский. — Ред.) пролив — он в сумме меньше чем 24 морские мили (предел ширины территориального моря в случае пролива. — Ред.). То есть ничьих прав мы не можем нарушить, никакому сопредельному государству навредить не можем».
По словам эксперта «Правды.Ру», перспективность этого дела «проявится в нагнетании некоего общественного фона, причем внутри самой Украины». «Я не вижу здесь пока никаких юридических последствий. Нам надо набраться терпения, может быть, даже улыбнуться где-то», — сказал Дмитрий Лабин «Правде.Ру».
Читайте по теме:
Американского «разрушителя» Крымского моста объявили «российским провокатором»
«Вам Гаагу или в пепел?»: реакции на призыв из США разбомбить мост в Крым
Опубликовано видео: по Крымскому мосту едут тысячи машин