Вопрос к гражданам был сформулирован следующим образом: «Поддерживаете ли вы вступление в ЕС и НАТО с принятием договора между Республикой Македония и Греческой республикой?»
Премьер-министр бывшей югославской республики Македония Зоран Заев 17 июня подписал со своим греческим коллегой Алексисом Ципрасом договор, по которому страна должна обрести новое название — Северная Македония.
Ни в самой бывшей югославской республике большинство не испытывает радости от такого переименования, ни в Греции не наблюдается вселенского восторга. Скорее, напротив. Греки возмущены, но это не мешает Алексису Ципрасу всячески способствовать вступлению соседей в ЕС и НАТО. Собственно, для этого все и затевалось.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг восторженно поприветствовал итоги плебисцита, назвав произошедшее исторической возможностью для страны и посоветовав обязательно ею воспользоваться.
Конечно, это и вправду исторический шаг, ведь со вступлением в НАТО бывшая югославская республика Македония станет 30-й страной альянса и войдет в почетный клуб потенциальных целей для русских ракет. Это, без преувеличения, очень почетно.
Европейский комиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан заявил, видимо, поправив воротник кожаной тужурки и «Маузер», что референдум продемонстрировал «широкую поддержку» евроатлантическому выбору страны. Разумеется, комиссар по-соседски призвал политические силы в бывшей югославской республике уважать итоги референдума.
Следующее слово в этой истории будет за парламентом бывшей югославской республики Македония. В ближайшее время проект закона будет внесен на его рассмотрение.
Партии премьер-министра страны для принятия решения о переименовании и последующим вступлением НАТО и Евросоюз необходимо будет получить большинство голосов (81 из 120). На текущий момент у коалиции во главе с Зораном Заевым «под ружьем» 69 депутатских мандатов.
Одним словом, премьер-министр в восторге, и всё вокруг историческое и многообещающее. НАТО рукоплещет вместе с еврокомиссарами, но, как говорится в одном очень неприличном анекдоте с употреблением слов полового значения, есть один нюанс.
Минимальный порог явки избирателей для признания плебисцита состоявшимся составляет в республике 50 процентов. Явка же на прошедшем референдуме составила 36,36 процента.
Так откуда взялся повод для оптимизма у Зорана Заева и для нескрываемой радости от очередной победы демократии у Йенса Столтенберга и Йоханнеса Хана, если референдум не может быть признан состоявшимся?
Видимо, причина уверенности в реализации проекта с переименованием и последующим вступлением в ЕС и НАТО кроется в заранее принятом решении вне границ республики. Требовался именно такой ход событий, потому демократия, то есть власть большинства, уже не пляшет. Независимость давно кулуарно трактуется сторонниками евроатлантизма как состояние, когда от страны ничего не зависит.
Не случайно, что под песни о вмешательстве в выборы и прочие демократические процедуры со стороны России и Китая, маленькое балканское государство подверглось нашествию европейских и американских агитбригад. С гастролями в страну прибыли в разное время и Ангела Меркель, и Джордж Буш-младший, и действующий министр обороны США Джеймс Мэттис.
То, что парламент бывшей югославской республики примет нужное решение, сомнений особых нет. Ручная демократия всегда эффективна.
Можно быть осмеянным в ООН и заявить, что никто не смеялся. Можно слить военную кампанию в Сирии, имея в своем распоряжении подконтрольные банды террористов и рапортовать о невиданной доселе победе.
Можно на фоне хлама, который еще лет двадцать назад назывался военной техникой, заявлять, что армия вот-вот двинется на Москву. Радоваться подаренным винтажным катерам, предназначенным для полицейских операций, за которые еще предстоит выложить миллионы долларов. Попутно еще убеждать окружающих, что они одолеют современные корветы и подводные лодки «агрессора».
А можно, руководствуясь итогами не состоявшегося по закону плебисцита, объявить о его успехе и историческом выборе страны. Можно жертвовать именем своей провинции, вопреки мнению граждан, чтобы страна внезапно оказалась вышедшей из финансового кризиса. Потом гордо надеть галстук, от которого отказался в годину лихолетья.
Так любое вранье от «Новичка» до «Белых касок» и демократического выбора можно подтянуть за ослиные уши до ощущения правды. И ведь получается! Не замечают ведь разницы между 36 и 50 процентами.
Главное во всех историях со смысловыми перевертышами — говорить правильные слова, совершать послушные действия в тренде евроатлантизма, тогда и случится «хорошая сделка». Остальное — химера, русская пропаганда и перманентные «хайли лайкли».
Фото: facebook.com/ Државна изборна комисија
Читайте также:
Наивные македонцы, зачем вы бойкотировали референдум?
Как «рука Москвы» прихлопнула «тихую дипломатию» США…
Как закончилась вечная дружба между Москвой и Афинами