Несмотря на то, что Северная Корея является одной из самых закрытых стран мира, Интернет здесь все-таки существует, но массовый характер он не носил, по крайней мере, до последнего времени. Доступ к глобальной сети в Северной Корее имеют лишь представители власти и некоторые государственные организации. По состоянию на конец 2015 года количество активных IP-адресов, имеющих доступ к Интернету, не превышало 1500. В то время как население страны уже в 2013 году насчитывало более 25 миллионов человек. Изменить ситуацию решился нынешний глава государства Ким Чен Ын, вероятно на волне позитивных сдвигов в отношениях со своим южнокорейским соседом.
В Северной Корее с 2000 года функционирует своя внутренняя сеть «Кванмён». Это национальная информационная структура ,представляющая, по сути, местный аналог Всемирной сети. Основная часть материалов носит сугубо пропагандистский характер, помимо этого здесь выложены естественно-научные, культурно-исторические и технические тексты. Для получения доступа к какому-нибудь сайту пользователь Кванмён должен загрузить в в эту сеть Центр контроля. Эта программа слежения проводит мониторинг материалов сайта и только после этого загружает его в Кванмён. Чаще всего это сайты, которые добавляются по запросу образовательных и научных учреждений, для общения студентов и преподавателей.
Пользователи Кванмёна могут прослушивать в сети музыку, обмениваться друг с другом поздравлениями и читать уже отцензурированные новости.
Подключаются северокорейцы к своей сети через Dial-up, но внутри сети имеют неограниченный трафик. Основная операционная система северокорейских компьютеров называется «Красная звезда». Эта система стала доступна за пределами Северной Кореи в 2010 году, когда один из русских студентов университета им. Ким Ир Сена опубликовал её в Интернете.
С 2013 года начался перевод всех компьютеров страны на операционную систему «Пульгын пёль» («Красная звезда»), которая создана на базе Red Hat Linux, но разработана так, чтобы увеличить информационную безопасность страны. Примечательно, что предыдущая версия системы базировалась на движке KDE, который имитировал внешний вид Windows 7. Обновленная версия представляет собой суррогат интерфейса Mac OS. В разработке нового дистрибутива участвовал американский ученый Уилл Скотт.
В системе имеется приложения для электронной почты, специальная версия офисного пакета Microsoft Office, стандартные игры и интернет-браузер «Нэнара», который можно назвать копией Mozilla Firefox..
Главная особенность «Красной звезды» — система подписей Центра контроля, которая в полном объеме действует с 2014-2015 годов. Компьютер не открывает файл с видео-, аудио- или текстовыми материалами, если этот файл был создан на другом компьютере и не имеет электронной пометки-«подписи», удостоверяющей идейную безопасность и чистоту материала. Получить такую пометку в частном порядке невозможно, она делается при изготовлении файла уполномоченной на то правительственной организацией.
Корейцы будут вынуждены постепенно отвыкать от традиции смотреть иностранные (в первую очередь — южнокорейские) фильмы с USB. Означает это также и невозможность обмениваться документами с коллегами и знакомыми — составленная на другом компьютере справка или бухгалтерская ведомость не открывается. Пока выход находят в том, чтобы использовать иные операционные системы, чаще всего какую-нибудь из версий Windows.
Руководство КНДР планирует со временем сделать так, что документооборот будет, скорее всего, переключаться с неконтролируемых USB-накопителей, на которые несознательные граждане могут записать что угодно, на куда более контролируемый обмен через сеть и официально одобренные мессенджеры. То есть за файлами, которые будут циркулировать в северокорейском Интернете, можно будет осуществлять полноценный цензурный контроль.
Ранее Правда. Ру сообщала об ограничении доступа в Интернет для иностранцев.
Читайте также:
В Северной Корее «рухнул» интернет