«Продолжающаяся вооруженная агрессия России каждый день уничтожает инфраструктуру, разрушает предприятия и экономический потенциал Донбасса и Крыма. Я обратился к кабинету министров с просьбой принять меры для скорейшего создания соответствующего межведомственного координационного органа. И я рад, что мою стратегию поддержали лидеры ЕС во время саммита Украина — ЕС, выразив готовность взять под патронаж восстановление населенных пунктов Донбасса. Наши сограждане, особенно на освобожденных украинских землях, должны почувствовать очевидную разницу между Украиной новых возможностей, которая заботится о своих гражданах, и между Россией утраченных надежд», — написал гарант в Facebook.
Известно, что украинские юристы десять раз обращались в различные международные суды, требуя от Москвы компенсации нанесенного ущерба во время оккупации Крыма и совершенной в Донбассе агрессии. Никакого решения суды пока не приняли, а самое главное в ином: будет ли Россия что-то платить, даже если какой-либо иск и будет удовлетворен.
Пять исков поданы в Европейский суд по правам человека. В них говорится о несоблюдении прав человека и основных свобод. Один иск находится в международном трибунале Гаагского суда — в нем требование компенсировать имущество «Нафтогаза», оставшееся в Крыму. В международном суде ООН — две претензии: по морскому праву и по конвенции о защите прав человека и основных свобод. Один иск — в Международном уголовном суде. И еще один иск — в Международном арбитражном суде Гааги (по морскому праву).
Ни один из указанных судов пока не рассматривал указанные иски, и, тем более, пока нет никакого вердикта. Несмотря на это в Киеве ожидают первые репарационные платежи к концу года и даже назвали их сумму — восемь миллиардов долларов. И чтобы не терять ни минуты, Порошенко уже объявил, что создан межведомственный орган, которому будет поручено следить за рассмотрением всех украинских претензий, их взысканием и, даже более того, распределением полученных репараций.
Тут самое время уточнить, что такое репарация (от лат. reparatio — восстановление). Это материальная ответственность субъекта международного права за ущерб, причиненный в результате совершенного им международного правонарушения. Возмещение происходит по заключенному мирному договору.
5 Фото
Украинцы в шоколаде
К примеру, после Первой мировой был заключен Версальский мирный договор, по которому был определен объем репарации от Германии: 269 миллиардов золотых марок (эквивалент примерно 100 тысяч тонн золота).
Репарация фашистской Германии и ее союзников по нанесенному ими ущербу в ходе Второй мировой войны была определена на Ялтинской конференции 1945 года. На Потсдамской конференции репарационные претензии СССР были удовлетворены путем изъятия активов из восточной зоны Германии и в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Восточной Австрии.
А Украина, которая постоянно говорит об агрессии России на оккупированных ею территориях, тем не менее войну соседке не объявляет, дипломатические отношения сохранены, а указ о разрывании договора о дружбе с РФ президент Порошенко подписал только 17 сентября 2018 года. Более того, Россия по-прежнему остается крупнейшим торговым партнером Незалежной. То есть война не объявлена, мирного договора нет, а репарацию требуют. В таких условиях ни один даже самый «дружественный» международный суд не вынесет желаемого Киевом решения.
И еще один нюанс. Ведь Россия не является участником международного уголовного суда, а суд ООН рассматривает поданные иски исключительно при обоюдном желании сторон (и вряд ли Кремль согласится на такое). Вдобавок юрисдикция ЕСПЧ существенно ограничена Конституционным судом РФ.
Так на что рассчитывает Порошенко? Или это просто его очередное громкое заявление накануне выборов? И как можно посчитать ущерб на неконтролируемых Киевом территориях, не имея доступа к ним? Как определить, в результате чьих (ВСУ или дончан) действий что-то разрушено или повреждено? И зачем, собственно, это подсчитывать — разве Москва что-то заплатит? Какими именно успехами и достижениями Славянска или Краматорска президент собирается соблазнять вернуться жителей Донецка и Луганска?
Между тем, то ли американский Eurasia Center Atlantic Council якобы подсчитал объем репарации («материальных потерь в Донбассе и в Крыму»), то ли он нарисован на потолке президентского кабинета на Банковой, но сумма составила ровно сто миллиардов долларов. Сможет ли Киев получить хоть сколько-нибудь из обозначенного огромного числа? Мнения экспертов разделились.
«Размер ущерба можно прикинуть лишь частично, хотя бы по уменьшению поступлений платежей в бюджет с данных территорий», — поясняет украинский политтехнолог Василий Стоякин. «Но оценить масштаб разрушений довольно трудно. Что касается виновников разрушения, то тут вопроса нет — ВСУ не обстреливают свои города, если, конечно, там нет российских войск. Порошенко более нахально говорил: «Славные наследники казаков не могут обстреливать, убивать и грабить мирное население». Россия будет платить, только если ее заставить. Но пока это не получается. Что касается социально-экономической ситуации, то на украинской территории она чуть лучше, чем в ДНР и ЛНР», — полагает эксперт.
«Конечно, следует подавать иски против России за Крым и Донбасс, теоретически даже можно выиграть суд, да вот проблема: платить никто не станет», — скептически настроен президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. «И даже больше: могут подать встречный иск против Украины за ущерб, который нанесла украинская армия. И тогда уже Киев может проиграть суд. Но нет и механизма, который сможет принудить Украину заплатить по решению международного суда. Посему Украина может подать иск хоть на триллион долларов, но это будет лишь переводом бумаги», — констатирует эксперт.
«Прежде чем подавать подобные иски, Порошенко надо бы все тщательно продумать, чтобы в результате подсчета ущерба и определения виновных в нем не выйти на самого себя и своих сообщников. А это обязательно случится, — уверен политолог и экономист Александр Дудчак. — Ведь поводом для начала войны стали действия нынешней киевской власти, решившей поставить под свои бандеровские знамена всех граждан страны. И война в Донбассе — это прямое следствие Майдана. А уж кто виновен в Майдане и государственном перевороте, общеизвестно».
«А как можно предъявить претензии к стране, с которой Украина официально не находится в состоянии войны», — недоумевает экс-нардеп Украины Александр Голуб. «Эти заявления невозможно воспринимать иначе, чем пропагандистские лозунги, продиктованные исключительно внутриполитической ситуацией. Имея провальный рейтинг, Порошенко пытается собрать вокруг себя остатки партии войны и радикалов. Поэтому он порой выдвигает приятные для их слуха лозунги, воплощение которых нереально», — заявляет эксперт.
«Высказывание Порошенко по Донбассу — это чистой воды предвыборная риторика», — соглашается с коллегами глава фонда «Украинская политика» Константин Бондаренко. «Подать иск в международный суд, конечно, можно. Но это можно расценить только как предвыборный трюк: пустое действие без надежды на результат. С неменьшим успехом президент может подписать указ о запуске космического корабля на Марс. Напомню и вот о чем: в 2017 году Хорватия, проиграв Гаагский суд по территориальной претензии Словении, отказалась выполнять его решение. Так что и Россия, если даже дело дойдет до решения суда и оно будет в пользу Украины, ничего выполнять не будет», — резюмирует эксперт.
Читайте также:
Держись, «Газпром»: Порошенко плетет сети заговора
Порошенко и Гройсман: милые бранятся — только тешатся?