Источник фото: tvzvezda.ru
История создания этого самолета была долгой и тяжелой. По сути, аппарат был замыслен еще в 90-е, но по очевидным причинам его реализация в металле и углепластике была отложена «до лучших времен».
Профильное конструкторское бюро САТ («Современные авиационные технологии») решило заполнить пропасть между одномоторным поршневым самолетом первоначального обучения будущих пилотов, лишь только делающих первые шаги в небо, и тяжелыми боевыми машинами, к которым без излишней скромности можно причислить не только все славное семейство замечательных истребителей «Сухой» (от Су30 МКИ и выше), но даже и любимое детище авиаконструктора Олега Демченко (бывшего главы КБ Яковлева и ныне одного из руководителей Объединенной авиастроительной корпорации, а также корпорации «Иркут») Як-130 (у СР-10 в два раза меньше вес — всего 3100 килограммов).
Сам по себе Як-130 хорош во всех отношениях, но все же это не совсем учебный, а уже учебно-боевой самолет, который способен не только нести под крылом подвеску (до восьми точек + одну под фюзеляжем), но и быть оснащенным пулеметами и авиационной пушкой ГШ-30-1 (хотя, конечно, это может быть небезопасно для целостности конструкции самолета от сотрясения его планера во время предполагаемой стрельбы).
В любом случае, какой-то промежуточный самолет учебного профиля был строго необходим молодым летчикам для отработки пилотажных фигур. Аппарат должен обладать нормальной тягой и соответствующей скоростью, а также кабиной, хотя бы частично напоминающей истребители, которые в дальнейшем курсантам предстоит осваивать.
И вот в контексте этой потребности КБ «САТ» разрабатывает СР-10, ласково окрещенный авиационным людом «Беркутенок». На самом деле такое название самолет получил потому, что конфигурация корпуса напоминает знаменитый Су-47 «Беркут» с крылом обратной стреловидности, летающую лабораторию Сухого, в создании которой принял непосредственное участие бывший глава этого знаменитого КБ академик М. А. Погосян. Поднятый в воздух более 20 лет назад (в 1997 году) прототип тогда так и не стал серийным из-за аэродинамической нестабильности конструкции.
Фото по теме
5 Фото
Лучшие истребители в истории авиации
Сама по себе такая схема была впервые применена отнюдь не М. А. Погосяном в частности или КБ «Сухой» в целом, а еще знаменитым германским конструктором Гансом Вокке, помощником Брунольфа Вааде, который создал первый в мире цельнометаллический боевой самолет с КОС, да еще летающий с турбореактивными двигателями Ju-287. Самолет якобы даже успел принять участие в боях над Берлином, но так как шел 1945-й, в серию он так и не попал, возродившись в новой реинкарнации «Беркута» десятилетия спустя.
Как бы то ни было, конструкторы СР-10 (Самолет Реактивный) решили применить именно такую стреловидность крыла, что облегчило бы курсантам процесс освоения фигур высшего пилотажа. Конструкция обладает рядом преимуществ (например, меньшая скорость сваливания) при некоторых недостатках (возрастающее на больших скоростях лобовое сопротивление).
Помимо скорости, близкой к Як-130 (около 800 километров в час), самолет еще обладает вполне современной авионикой и хорошей тяговооруженностью. Он комплектуется украинскими АИ-25 ТЛ производства «Мотор Сiч» (их можно заменить и на отечественный аналог АЛ-55, ранее предназначавшийся для индийских бортов). Но и запас АИ-25 ТЛ на складах достаточно велик.
И тут в историю СР-10, который только-только взмыл в воздух в 2016 году в Кубинке, вклинивается «госпожа большая корпоративная политика». Как мы помним, любимым детищем ОАК в категории учебно-боевых самолетов является российско—итальянский Як-130, который в свое время вытеснил совместный российско-французский вполне успешный проект МиГ-АТ. Не расценит ли руководство корпорации новую маленькую машину как прямой вызов безызвестного для звездных Яка и «Иркута» КБ «САТ»?
История создания крылатых машин зачастую напоминает настоящий триллер. Так и в судьбу «Беркутенка» вмешался с другой стороны региональный северокавказский фактор. Дело в том, что СР-10 создавался при прямом участии дагестанских авиаконструкторов. А маленькая и гордая республика умеет громко заявить о себе. Еще четыре года назад Рамазан Абдуллатипов просил армейцев не погубить новое начинание, которое может позволить существовать целому заводу «Авиаагрегат» в Махачкале. Самолет, утверждал политик, не конкурент Як-152 — он, скорее, призван заменить давно уже морально устаревший L-29 «Дельфин» чешского производства.
И минобороны вняло просьбам, формально не отказавшись от возможности закупки для нужд летных школ новой учебной машины, хотя официально еще в 2014 году аппарат и проиграл тендер Яку-152. Тем не менее, финансирование на опытные образцы военные пока не открывают, так что КБ «САТ» и «Авиаагрегату» приходится изыскивать средства в надежде на светлое будущее вполне самостоятельно.
В чем-то эта история с СР-10, безусловно, хороша. Давно пора уже обновить кровь на авиационном Олимпе, где одни и те же фирмы продолжают выставлять свои собственные проекты, зачастую не отличающиеся ни новизной, ни смелостью конструкторских решений. А пришельцев, подобных самолету «Гжель» или хотя бы Ту-324 (за него продолжает ратовать глава Татарстана Р. Н. Минниханов), если брать гражданскую составляющую, нещадно гробят в угоду собственным начинаниям. Ведь за каждым проектом стоят большие деньги и обеспеченное вплоть до глубокой старости будущее. Вот только вымученные и протащенные по блату самолеты не всегда находят сбыт у летных школ, военных заказчиков и беспристрастных гражданских авиаперевозчиков.
Читайте также:
Минобороны обкатает Су-57 в Сирии
Самолет пятого поколения есть только у России
Як-152: «небесный тихоход» для любителей
Источник: F-22 прекратили полеты из-за Су-57 или А-50
Вооружение для самолетов: от пулемета до ракеты