Так получилось, что власти объявили курс на цифровую трансформацию страны, в то время как параллельно росли две угрозы — пандемия коронавируса и усиливающееся санкционное давление со стороны Запада. Нет ничего хорошего ни в болезнях, ни в санкциях, но эти две напасти всё же внесли свой вклад в развитие отечественных IT-технологий. Всё больше бизнеса и социалки вынужденно переходили в онлайн-формат, услуги IT-специалистов становились всё более востребованными, при этом критерии безопасности приобретали первостепенное значение.
Внесение российских организаций в санкционные списки может создать риск, что их отключат, например, от зарубежного облачного сервиса или отрежут от закупок зарубежных продуктов и поддержки уже внедрённых ранее IT-решений. В 2015 году было решено ввести ограничение для госзаказчиков на закупку иностранного программного обеспечения (ПО). Для них действуют директивы и нормативные документы по импортозамещению, призванные снизить санкционные риски.
Согласно нацпрограмме «Цифровая экономика», к 2024 году доля российского ПО в госструктурах должна быть не менее 70%, а в госкомпаниях — не менее 50%. На отечественные ПО должны перейти также крупные промышленные и финансовые компании, подпадающие под действие закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры». Для заказчиков теперь имеют важное значение вопросы санкционной устойчивости и гарантии длительного жизненного цикла операционных систем.
Последние год-два действительно заметно ускорился переход предприятий на отечественное ПО и оборудование, особенно в промышленности, транспорте и энергетике. По словам генерального директора «Базальт СПО» Алексея Смирнова, в прошлом году было поставлено более 110 тысяч лицензий российской операционной системы «Альт». В частности, среди её пользователей числятся РЖД, ФНС, МЧС, Пенсионный фонд, «Гознак», «Газпром» и т. д. Другая отечественная система — «Ред ОС» внедрена более чем в 50 регионах страны в различных компаниях и медучреждениях.
Перед разработчиками стоит задача построить санкционно устойчивую среду на базе отечественного ПО, утверждает генеральный директор «Ред Софт» Рустам Рустамов. Их усилия направлены на выстраивание полноценной экосистемы российских решений. Требования к безопасности критической информационной инфраструктуры (КИИ) подталкивают руководителей крупных предприятий внедрять не отдельные продукты, а программно-аппаратные комплексы, позволяющие замещать целые блоки цифровой инфраструктуры.
Достижения и барьеры
По данным ассоциации «Руссофт», в 2019 году совокупный оборот российских софтверных компаний вырос на 18% и составил 1,136 трлн рублей. По итогам 2020 года, несмотря на спад мирового рынка, IT-отрасль показала прирост приблизительно 10%. Тут свою роль сыграли серьёзные меры поддержки со стороны правительства России. Действуют программы грантовой поддержки IT-компаний, существенно снижена налоговая нагрузка. Так, для разработчиков отечественного ПО налог на прибыль снижен с 20 до 3%, а страховые взносы — с 14 до 7,6%. Это позволяет экономить немалые средства, направляя их на развитие новых продуктов, поскольку значительная часть расходов IT-компаний приходится на фонд оплаты труда.
И всё же достигнутые результаты в развитии отечественных IT-технологий пока ещё достаточно скромны. Разрабатываемая властями стратегия развития российской IT-отрасли нацелена на то, чтобы повысить долю рынка информационных технологий в национальном ВВП с 0,9% в 2019 году до 4%. По мере реализации потенциала глобальной конкурентоспособности она станет одной из важнейших точек роста российской экономики до 2036 года. Предусмотрен рост IT-отрасли темпами, превышающими средний темп роста ВВП не менее чем в 3 раза за весь период. Авторы стратегии считают, что её реализация позволит достичь объёма экспорта оказываемых услуг в разных отраслях экономики в размере $100 млрд в год к 2024 году.
Ускоренное внедрение IT в важнейшие сферы экономики помогает снизить зависимость экономики страны от сырьевого экспорта, повысить уровень образования и производительности труда, улучшить общий инвестиционный климат в России. Ключевую роль должны сыграть исследовательская деятельность, приоритетное развитие таких технологий, как блокчейн, большие данные и интернет вещей.
Однако цифровая революция в российской экономике наталкивается на такие барьеры, как:
- неготовность заказчиков к переходу на новые решения;
- отсутствие четких рекомендаций со стороны регуляторов;
- малое количество отечественного ПО и оборудования, способного конкурировать с зарубежным.
Из-за дефицита квалифицированных кадров у российских поставщиков не всегда хватает опыта, команды, развитой поддержки своих продуктов. Сложность подбора персонала под внедрение отечественных решений вынуждает компании самостоятельно выращивать таких специалистов. Большим бременем для бюджетов предприятий и организаций становятся финансирование проектов по замене иностранного ПО на российское и понесённые затраты на системы, которые уже внедрены и активно используются.
Президент компании Docvision Владимир Андреев называет главным риском для IT-кадров и компаний бегство из юрисдикции России. Если у нас в стране не создать среду, благоприятствующую бизнесу в целом, то он будет стремиться найти более комфортные условия. К тому же софтверный бизнес переносится в другие юрисдикции гораздо проще других.
Цифровая трансформация на марше
«Что главное в цифровой трансформации? Это, конечно, повышение качества госуслуг, снижение издержек бизнеса и госуправления, усиление эффективности и безопасности информационных систем, сокращение теневой экономики», — считает вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
Перед правительством поставлена задача к 2030 году перевести все социально значимые услуги в электронный вид. До конца 2022 года в онлайн-формате должны быть доступны все массовые услуги, которых на сегодня насчитывается 169. Цифровизацией госвласти на всех уровнях занимаются руководители цифровой трансформации (РЦТ), назначенные во всех министерствах и ведомствах (62 ФОИВа). Главная ответственность за цифровизацию основных отраслей экономики в регионах ложится на плечи РЦТ в 85 субъектах.
Реализация цифровой трансформации ведётся по двум основным направлениям. С одной стороны, правительство и федеральные министерства работают в тесном контакте с бизнес-сообществом, экспертными организациями и центрами компетенций. С другой стороны, РЦТ координируют реализацию 60 ведомственных программ цифровой трансформации.
«Таким образом, создано комплексное управление цифровой трансформацией в стране, — утверждает Дмитрий Чернышенко. — И мы ожидаем от такой сформированной системы управления получить дополнительный синергический эффект».
Идея достижения Россией цифрового суверенитета на базе развития отечественных технологий овладевает умами всё большего числа экспертов, представителей власти и бизнеса. Так, гендиректор Информационной внедренческой компании (ИВК) Григорий Сизоненко отмечает у отдельных руководителей «желание не поставить галочку в графе «Импортозамещение», а решить проблему фундаментально». На протяжении нескольких десятилетий Россия опосредованно, через большие объёмы закупок, инвестировала средства в развитие зарубежных технологий. В ходе цифровой трансформации властям следует последовательно и решительно проводить курс на обеспечение своей технологической независимости.