Фото: Wikipedia
Похоже, страна страстно нуждается в героях. Зачастую — в мифических, а скорее — в дутых героях. В данном случае речь идет о «жертве советской оккупации».
Вкратце о прахе того, кого ищут, беспокоя покойников на литовских погостах. Лейтенант Адольфас Раманаускас Ванагас — начальник штаба так называемой «Армии Свободы Литвы». В канун окончания Великой Отечественной войны он командовал бандой в округе Нямунайчо, был командиром батальона в Меркине.
Один из командиров «лесных братьев» попал в руки советских спецслужб после того, как о его местонахождении сообщил в органы его бывший сокурсник. Собственно, тот дал спецслужбам свой домашний адрес в Каунасе — там остановился Раманаускас-Ванагас вместе с супругой. Было это в октябре 1956 года. К тому времени Раманаускас находился среди «лесных братьев» 12 лет.
25 сентября 1957 года советским судом бандита приговорили к смертной казни за антинародную деятельность в Литве. Через два месяца приговор привели в исполнение. Где его тело закопали чекисты, неизвестно до сих пор. На поиски останков и пойдут бюджетные деньги.
Как человек, который сопротивлялся «советской оккупации», Раманаускас-Ванагас годится в герои нынешней Литвы. Один нюанс — среди людей, отправленных им за 12 лет на тот свет, оказались не только русские и поляки, литовцы-коллаборационисты, но и евреи.
Вот такой цинизм Запада: с одной стороны — геноцид еврейского народа, с другой — героем становится любой вампир, если он против русских.
Задержавший Раманаускаса офицер МГБ Нахман Душанский в своих воспоминаниях указывал, что сперва тот участвовал в резне поляков, а затем перешел на массовые убийства евреев. Последние соглашались сотрудничать с советской властью быстрее, чем литовцы. За это их и стали убивать, не дожидаясь прихода нацистов.
Литовская писательница Рута Ванагайте собирает материал для книги о холокосте в своей стране. Хочет рассказать правду, о том, как литовцы убивали евреев — и соседей, и незнакомых людей. Как убивали прятавших их литовцев.
Ванагайте получила для работы материалы следствия по делу Раманаускаса-Ванагаса, а изучив их, поняла, что героя лепят не из того человека. Во-первых, как и сдавший его чекистам сокурсник, Раманаускас-Ванагас сам тоже сдал своих подельников. Во-вторых, подтвердилось, что он был в числе людей, участвовавших в расстреле литовских евреев.
Писательница успела только рассказать о своих открытиях в интервью, как на нее накинулся весь «свободный мир» Литвы. Под его патриотический визг все прошлые книги автора были изъяты из продажи, их собрались уничтожить. Оказалось, что такая правда никому не нужна.
Похоже, Литва не готова к покаянию за бесчинства своих нынешних «героев». Проще — продолжать строить из себя жертву. Поэтому-то и не хотят литовцы вспоминать о том, что творили их предки.
Так получается, что политическая элита Литвы, постоянно находившейся под чей-то «оккупацией», всегда оказывала содействие этим самым «оккупантам». В последние десятилетия страна тянется к Западу — следовательно, врагом объявлен восточный сосед, а героями те, кто боролся с ним. Но стоит посмотреть кинофильмы, снятые на Рижской киностудии 30-40 лет назад, и окажется, что все было с точностью до наоборот.
Поэтому будет неудивительным, если завтра-послезавтра в Литве начнут ворошить кладбища в поисках красных комиссаров и снова выбросят на помойку гнилые останки литовских повстанцев-приспешников фашистов.
Если Запад силой навязывал Литве свою культуру и ценности, то Восток мягко расширял территорию не только своего, но и литовского (!) государства. Не нужно беспричинно дразнить поляков расспросами о городе Вильно. Столицу ныне независимой Литвы маленькому народу подарили не крестоносцы, а русские воины.