Закавказский тупик: что делать с «бездорожьем» между Арменией и РФ

Страна, являясь членом ЕАЭС, отрезана от России, и это создает серьезные препятствия для ее участия в интеграционных процессах в рамках Евразийского сообщества. Очередную попытку прорвать блокаду президент Армении Серж Саргсян предпримет во время визита в Грузию.

Почему Баку против?

Основной поток грузов из Армении в Россию и обратно осуществляется либо через черноморские порты Поти и Новороссийск, либо по единственной автодороге Ереван-Тбилиси-Казбеги-Владикавказ, которая известна также как Военно-Грузинская дорога. Движение по ней бывает затруднено ввиду того, что зимой велик риск схода лавин, а весной и осенью здесь нередки селевые потоки. Так что фуры часто задерживаются на долгие дни, а это ставит под угрозу бесперебойную перевозку грузов.

Ситуацию должен прояснить предстоящий визит президента Армении Сержа Саргсяна в Грузию, в ходе которого он постарается убедить грузинского коллегу Георгия Маргвелашвили разблокировать железнодорожное сообщение между Арменией и РФ. Тбилиси наглухо заблокировал дорогу еще в начале 90-х годов из-за конфликта с Абхазией. Ситуация обострилась после августовского конфликта 2008 года между Россией и Грузией, в результате которого Тбилиси окончательно потерял контроль над Абхазией и Южной Осетией.

Ереван по дипломатическим каналам убеждает Тбилиси восстановить движение по железнодорожной магистрали через Абхазию. Кроме того, обсуждается строительство новой автотрассы из грузинской Кахетии в Дагестан, а также автодороги через Южную Осетию Гори-Цхинвали-Владикавказ. Ереван и Тбилиси также обсуждают проект сооружения нового тоннеля вблизи автодороги Степанцминда-Ларс. Однако пока все эти проекты спотыкаются о проблему российско-грузинского политического конфликта.

Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой в 2008 году, поскольку обвиняет последнюю в оккупации Абхазии и Южной Осетии. Тем не менее, власти Грузии в 2011 году несколько смягчили свою позицию, согласившись на создание торговых коридоров через Абхазию и Южную Осетию с привлечением экспертов из Швейцарии.

В настоящее время в Праге продолжаются консультации постоянного представителя правительства Грузии по урегулированию отношений с РФ Зураба Абашидзе с заместителем главы МИД РФ Григорием Карасиным. И судя по всему, Тбилиси готов пойти на еще большие компромиссы. В частности, Зураб Абашидзе признал, что с обеих сторон ведутся работы по модернизации Военно-Грузинской дороги, в том числе — на КПП Верхний Ларс.

Что же касается восстановления железной дороги через Абхазию в Армению, то для реанимации маршрута нужны инвестиции в размере 250 млн долларов. У Армении таких денег нет, а Россия пока не торопится вложить свои средства. По мнению экспертов, эти затраты окупятся лишь через 10 лет. Часть инвестиций пойдет на восстановлении 190-километрового абхазского участка Псоу-Ингури, а также на ремонтные работы на магистрали от Ингури до Зугдиди.

За переговорами по восстановлению железнодорожной магистрали внимательно следят в Баку и Вашингтоне. Азербайджан по дипломатическим каналам оказывает давление на Грузию, чтобы она не открыла эту дорогу. Ильхам Алиев опасается, что Россия использует коридор для поставки оружия Армении и для укрепления военной базы в Гюмри.

Вот почему Баку призывают Тбилиси «следовать букве и духу» договоренностей президентов Азербайджана, Грузии и Турции, которые на недавней церемонии открытия железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс обязались не предпринимать шагов, которые могут нанести ущерб национальным интересам каждой из трех стран, создавших стратегический транспортный альянс.

В свою очередь, Вашингтон опасается, что восстановление железнодорожного сообщения между Арменией и Россией через абхазскую территорию может усилить позиции Москвы в регионе, а это затруднит усилия Пентагона по постепенному втягиванию Грузии в орбиту интересов США и НАТО. В феврале Грузия и США достигли договоренности об открытии в пригороде Тбилиси центра подготовки военнослужащих грузинской армии, где на постоянной основе будут работать инструкторы Пентагона и ЦРУ. В Москве считают, что этот «центр подготовки» является прообразом будущей американской военной базы в Грузии.

Граница с Турцией закрыта наглухо

Между тем у Армении остается все меньше надежд на разблокирование транспортных коммуникаций на другом стратегически важном направлении — на границе с Турцией. Как известно, в разгар боевых действий армяно-азербайджанского конфликта 1990-х годах, Анкара в знак солидарности с Азербайджаном наглухо закрыла свои границы с Арменией. И Турция до сих пор отказывается установить дипломатические отношения с Арменией.

В октябре 2009 года главы МИД Армении и Турции подписали в Цюрихе «Протокол об установлении дипотношений» и «Протокол о развитии двусторонних отношений», которые должны быть ратифицированы парламентами двух стран. Однако до сих пор этого не случилось.

Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбадян в ходе недавнего визита в Грецию обвинил Анкару в грубом нарушений положений протоколов, подписанных в 2009 году. В ответ МИД Турции обвинил саму Армению в «негативном отношении к цюрихским протоколам». При этом указывается, что Анкара «намерена строго соблюдать достигнутые договоренности».

Также Турция дала понять, что турецкий парламент ратифицирует названные протоколы лишь после урегулирования конфликта Армении с Азербайджаном. А если учесть, что мирные переговоры между Баку и Ереваном зашли в тупик, то надеяться на скорое разблокирование этой границы не приходится.

Замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов полностью поддерживает жесткую позицию Анкары в отношении Еревана. «Открытие границы Турции с Арменией возможно только после урегулирования карабахского конфликта», — подчеркивает он.

И пока Турция продолжает держать на замке 330 км общей границы, лишая Армению прямого доступа к европейскому рынку, она остается в двойной блокаде.

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:
Похожие новости:
СМИ: Саакашвили освободили из машины СБУ по звонку госдепа
На Западе объяснили, почему Путин постоянно атакует
Перекроет ли Иран Ормузский пролив?
Пакистан попросил Россию модернизировать украинские танки
Глава МИД Британии объявил ЕС тюрьмой "как СССР"
Конгресс опубликовал список новых санкций против России
Украинский министр высмеял указ Зеленского об улучшении качества дорог
Китай не устроило решение США продать Тайваню истребители