Фактически стране не избежать экономических потерь, политические аналитики прогнозируют дальнейшее усиление репрессий. Лукашенко при этом гордо заявил, что «никакого проседания ни на одном предприятии быть не должно».
Речь шла о том, что в докладе главы Гродненской области Владимира Караника, указывалось, что предприятия региона «компенсируют» проседание экономики из-за санкций.
Лукашенко отметил, что в такой ситуации нужно доказать «мерзавцам по ту сторону границы», что их санкции — это их бессилие.
Отметим, что санкции в четверг, 24 июня, одобрил Совет Европы. В пресс-релизе по этому поводу говорится, что компаниям ЕС запрещено поставлять в Белоруссию оборудование, предназначенное для мониторинга или перехвата интернета и телефонной связи и товаров двойного назначения для использования в военных целях.
Белоруссии также придётся считаться с дополнительными торговыми ограничениями в отношении нефтепродуктов, калийных удобрений и товаров для производства табачных изделий. Стране также будет ограничен доступ госучреждений к европейским рынкам капитала, запрещено страхование и перестрахование белорусского правительства и белорусских государственных органов и агентств.
Европейскому инвестиционному банку запрещено финансировать проекты в госсекторе, а компаниям — инвестиционное сотрудничество с госбанками (Беларусьбанк, Белинвестбанк, Белагропромбанк). Будет невозможна не только торговля калием, но и транзит этого удобрения через территорию ЕС.
Всё это в совокупности будет крайне неприятно для белорусской экономики, хотя сказать точно, во что это обойдётся, можно будет только после опубликования самих решений.
По данным Белстата, калийные удобрения составляют 8,2% в общем объёме экспорта товаров. В прошлом году РБ наторговала ими на 2,4 млрд долларов. ЕС при этом не является основным покупателем — на его долю приходится лишь 0,7% в экспорте товаров. Основные покупатели —
- Бразилия,
- Китай,
- Индия.
На их долю приходится около 50% всех закупок.
Тут актуальны грядущие проблемы в отношении его транзита, который идёт через литовский порт Клайпеда. Литовцы в случае запрета теряют лишь 0,9% ВВП и намерены это компенсировать с помощью специалистов, переезжающих из РБ к ним.
ЕС при этом покупает нефть у РБ, обеспечивая почти 31% общей экспортной выручки прошлого года. Великобритания, Нидерланды и Германия закупают около 40% всей продукции нефтяного сектора.
Так что заявление Александра Лукашенко о введении военного положения не стоит понимать слишком буквально, считают эксперты.
По мнению политолога Павла Усова, «введение военного положения в условиях санкций может означать подготовку режима к ухудшению социально-экономической ситуации в стране».
Теоретически власти готовы к тому, что страну ждут
- дефицит,
- сокращение зарплат,
- введение трудодней на производстве
- и продовольственных карточек (ваучеров на товары), выплат в виде натуральных продуктов.
Политолог Валерий Карбалевич также считает, что Лукашенко имел в виду ситуацию, когда государственные чиновники будут работать по законам военного времени.
Власти готовятся противостоять санкциям за счёт
- усиления дисциплины,
- наведения порядка,
- усиления административного давления.
В телеграм-канале «Адекват» добавили, что Лукашенко всё сильнее начинает зависеть от Кремля. А «Медиатехнолог» напоминает, что под санкции попадают крупнейшие предприятия республики:
- МАЗ,
- БелАЗ,
- нефтеперерабатывающие
- и калийные предприятия.
Таким образом, страна теряет 55% экспортной выручки. Потому Лукашенко и потребовал мобилизации граждан, а также вознамерился
- переодеть чиновников в военную форму,
- обучить население воевать,
- а также не допустить просадки производства.
Последнее вообще более чем сомнительно, так как уже начались отказы российских поставщиков нефти работать с белорусскими НПЗ, а главный деловой партнёр Лукашенко Гуцериев выходит из совета директоров всех подсанкционных предприятий. Всё это риторика, которую Лукашенко использовал и раньше. На практике она не решает ни одной проблемы.