Турецкий шантаж: Эрдоган требует переиграть Первую мировую

ФОТО: AFP

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ходе визита в Грецию призвал к пересмотру Лозаннского договора 1923 года. Это — настоящая сенсация, ничуть не меньшая, нежели заявление Трампа о Иерусалиме. По сути это означает начало процесса ревизии миропорядка, установленного по итогам Первой мировой войны.

Что такое Лозаннский договор?

Это — международный документ, закрепивший в 1923 году итоги первой мировой войны для Турции. От бывшей Османской империи были отторгнуты Аравия, Египет, Судан, Триполитания и Киренаика (две основные части Ливии), Месопотамия (Ирак), Палестина (нынешние Израиль и Палестина), Трансиордания (нынешняя Иордания), Ливан, Сирия, а также острова в Эгейском море.

Что заявил Эрдоган?

«Лозаннский договор нуждается в обновлении в свете текущих событий. Это обновление будет полезно не только для Турции, но и для Греции. Когда я говорю об обновлении, мы можем обсудить все, от альфы до омеги. Возможно, Греция будет раздражена некоторыми вопросами, с конкретными прогнозами, но мы можем сесть и обсудить… Это будет касаться не только Греции, а всего региона», — заявил глава Турции.

Что это может означать?

Следует обратить внимание на масштабы, заявленные Эрдоганом: пересмотр «всего, от альфы до омеги», который «будет касаться не только Греции, а всего региона». То есть речь идет не только о двусторонних отношениях между Анкарой и Афинами. Хотя даже этот двусторонний формат предполагает расширение на проблемы Кипра, раздела шельфа, эксплуатации морских нефтегазовых месторождений.

Речь идет обо всем комплексе отношений между Турцией и Западом: НАТО и ЕС. Не больше и не меньше. Эрдоган фактически ставит ультиматум Вашингтону и Брюсселю: если хотите, чтобы Турция по-прежнему оставалась вашим стратегическим союзником, входила в НАТО, размещала ваши вооруженные силы и вооружения на своей территории, вообще представляла и защищала ваши интересы на Ближнем Востоке и Черном море, перед лицом России и Ирана; если хотите, чтобы Анкара продолжала сдерживать потоки беженцев и сотрудничала в борьбе с экстремизмом и терроризмом, — тогда идите на уступки. Помогите Турции укрепить свои позиции на Балканах и Ближнем Востоке и в исламском мире в целом, подтвердите ее особую роль и ответственность здесь, откройте ясные перспективы стратегического экономического и инвестиционного сотрудничества, действительного членства Анкары в клубе западных держав.

Если нет — ждите больших неприятностей. Ибо турки наглядно показали, что могут эффективно работать с Россией и Ираном: так было в Сирии, так же может быть и в других районах. Это — что касается военно-политических проблем. А вопросы развития экономики и инвестиций можно решать с Китаем.

Создает ли позиция Эрдогана что-то новое?

И да, и нет. На самом глубоком, так сказать, принципиальном уровне — ничего нового нет. Турция очень давно стремилась стать частью «европейской элиты» и участвовать в решении судеб мира на равных с Британией, Францией, Австрией, Пруссией. Но это по-настоящему никогда не удавалось. Даже став членом НАТО, Турция не обрела статус полноправного члена западного клуба: в Евросоюз ее так и не приняли. Поэтому нынешний ультиматум Эрдогана Западу — это продолжение извечной турецкой политики шантажа: возьмите нас в свою компанию, иначе мы уйдем к вашим противникам.

Но с точки зрения текущей динамики политических процессов на Ближнем Востоке и в Европе этот шаг Анкары, безусловно, создает новую реальность и новые перспективы.

Выводы

Первый вывод, который можно сделать: раз Эрдоган выдвигает такой ультиматум, значит, он полагает, что у него достаточно или почти достаточно сил для этого. Он считает, что сотрудничество с Россией и Ираном сделало его достаточно сильным, чтобы повышать ставки в торге с Западом. Причем сам Запад достаточно ослаблен фактором Трампа и продолжающимся кризисом ЕС, чтобы не обратить внимания на слова Эрдогана.

Второй вывод: Эрдоган считает, что-то качество отношений с РФ и Ираном, которое существует сейчас, почти отработало свое. Пришло время его «капитализировать», конвертировать в новое качество внешнеполитической роли Турции. Если получится — Анкара готова отвернуться от сегодняшних партнеров — Москвы и Тегерана. Если не получится и Запад не согласится на условия Эрдогана, — тогда сотрудничество в рамках этого треугольника нужно будет переводить на более высокий качественный уровень.

Третий вывод: Эрдоган будет требовать поддержки своей идеи пересмотра Лозаннского договора в любом случае, и от Запада, и от России с Ираном. Но если от Европы он будет требовать, прежде всего, решения вопросов об островах в Эгейском море, а также уступок по Кипру, то от РФ и Ирана, вероятно, потребуются компромиссы в Закавказье (Карабах) и Средней Азии. Нельзя исключать и намерений Анкары поучаствовать в решении проблем, связанных со статусом Каспия.

Четвертый вывод: Запад, скорее всего, не станет уступать Эрдогану и постарается сделать так, чтобы Анкара была вынуждена искать решения своих проблем в союзе с РФ и Ираном. Дело в том, что для Москвы и Тегерана эти проблемы способны создать немало сложностей. Россия вряд ли пойдет на то, чтобы поддержать стратегические устремления Турции в Эгейском море, на Балканах, в Закавказье, Прикаспии и Средней Азии. А вот Иран вполне может заинтересоваться перспективой сотрудничества с Турцией с целью потеснить российские позиции на Кавказе и Каспии.

Так что президенту Путину будет что обсудить со своим коллегой Эрдоганом на предстоящей встрече.

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:
Похожие новости:
Сотрудники Facebook обвинили соцсеть в тотальной слежке
Остановили Сороса: фонд миллиардера свернул деятельность в Венгрии
Порошенко закрыл Украину для российских мужчин. Будет ли ответ?
Украина не смогла создать для США обещанный танк "Оплот"
Штат Луизиана признал голодомор геноцидом украинцев
Глава МИД Ирана гарантировал безопасность судов в Персидском заливе
Тишковец: атомные бомбы в борьбе с ураганами не помогут
Зачем президент Сербии открывает судебный процесс против себя