Помнится, первой реакцией сторон тогда было — теракт: столь невероятным казалось произошедшее. Автор этих строк набрал тогда же вечером, после выпуска новостей, номер своего старого товарища из Киева, с которым когда-то долго служил на подводной лодке. В 2001 году он уже служил на довольно высокой должности в одном из главных управлений в Министерстве обороны Украины. Товарищ зацокал языком: вот, мол, террористы проклятущие. Но спустя неделю Украина была вынуждена признать ответственность за случившееся.
Самолет был сбит комплексом ПВО ошибочно: во время учений, проводившихся в том воздушном районе. А еще два года потребовались для определения размера компенсаций семьям погибших. И телефон моего товарища вдруг замолк — и домашний, и служебный, и мобильный. Лишь в году этак в 2008-м товарищ позвонил сам: мол, вышел на пенсию, пригласил на дачу к себе в Крым. Приглашением я воспользовался, но вот разговорить его на тему той страшной аварии мне так и не удалось.
Тема до сих пор засекречена. Хотя, казалось бы, что уж там теперь засекречивать? Но, видимо, не все так просто. Ведь Украина всеми силами пытается отмахнуться от выплат компенсаций потерпевшим: упор делается на то, что украинские ПВО самолет вообще не сбивали. В 2004 году Межгосударственный авиационный комитет обнародовал результаты расследования, согласно которым летевший над Черным морем самолет был сбит ракетой С-200 ПВО Украины, выпущенной из района Феодосии. Запуск ракеты был осуществлен в рамках проводившихся учений. Украина не признала своей вины, но выплатила семьям погибших по 200 тысяч долларов компенсации в качестве жеста доброй воли. Ну, вроде бы факт атаки украинской ракетой признан.
Однако несколько израильских семей не приняли эту компенсацию и подали дополнительный иск. Он был отклонен в 2007 году на том основании, что выводы МАК противоречат материалам следствия, проведенного украинской стороной. В 2008-2011 годах Киевский научно-исследовательский институт судебных экспертиз провел самостоятельное расследование. Украинские специалисты пришли к выводу, ракета ПВО Украины не могла уничтожить данный самолет. Таким образом, никаких компенсаций больше никто не дождется.
Получается, даже у тех, кто компенсацию получил, деньги нужно забрать, ведь самолет, как выяснилось, никто и не сбивал. Поэтому сразу возникает вопрос, а можно ли через столько лет после самой аварии определить, что там было на самом деле? Отличилась и украинская Фемида, которая, как оказалось, умеет хорошо тянуть время. Так, где-то через десятилетие после аварии, Хозяйственный суд Киева отказался удовлетворить иск российской авиакомпании к Министерству обороны Украины. А ведь российская авиакомпания «Сибирь» сразу требовала от Украины денежную компенсацию за самолет, сбитый над Черным морем в 2001 году.
Как сообщает газета «Дело», авиакомпания «Сибирь» подала иск в Хозяйственный суд Киева против Минобороны и Госказначейства Украины, в котором требует взыскать с них 15,32 миллиона долларов. В иск российской авиакомпании «Сибирь» к Минобороны на общую сумму 15,32 миллиона долларов входит стоимость уничтоженного самолета Ту-154М — 6,37 миллиона долларов, 197,4 тысячи долларов расходов, связанных с расследованием катастрофы, 17,4 тысячи долларов — расходов на страховку, 4,83 миллиона долларов — упущенной выгоды в связи с потерей самолета.
Еще в 3,9 миллиона долларов российская компания оценила моральный ущерб. Насколько известно, иск до сих пор находится в подвешенном состоянии. Кроме российской авиакомпании, выплаты компенсаций от Украины добиваются родственники погибших. В 2004–2005 годах украинское правительство выплатило им в качестве моральной компенсации по 200 тысяч долларов из расчета за каждого погибшего. Но некоторые родственники погибших через украинские суды требуют увеличить сумму претензий.
По некоторым данным, сумма некоторых исков превышает 12 миллионов гривен. Только до 2012 года в суды поступили жалобы от 17 родственников погибших в октябре 2001-го. Надежды выиграть иски на сегодняшний день, конечно, уже никакой. Тела погибших тогда, после трагедии, были доставлены на первый причал международного терминала Морского порта Сочи, а затем переданы родственникам для захоронения. Именно поэтому траурные мероприятия проходят сегодня и на главном российском курорте. В общем, спустя 17 лет украинская сторона так и не определилась с виновниками произошедшей трагедии. А значит, семьи погибших про компенсации уже просто забыли.
Читайте также:
Авиакатастрофы происходят по закону, который…
Исполнилось 20 лет одной из самых страшных катастроф…
2 июля 2002 года в небе над Германией столкнулись…
27 марта 1977 года два «Боинга» столкнулись на взлетной…