Читайте начало интервью:
США «бросают» российскую оппозицию: чего они опасаются
Игорь Буккер: Многих граждан Украины интересует вхождение в НАТО. Как тут складывается ситуация?
— Поверьте, что граждан Украины вхождение в НАТО интересует в меньшей мере. Их интересуют тарифы.
— А вообще каково их отношение? В свое время были активно против, правда, лет 15-20 назад.
— Тут общество практически расколото. 41% за вступление в НАТО и 35% против.
— Это ведь может быть чревато конфликтами между нашими государствами…
— Это больше волнует, кстати, Россию. Новый виток диалога вокруг НАТО — российская подача… На Украине большинство экспертов, даже прозападных, видят перспективу вступления в НАТО очень отдаленной. Риторика этого вступления постоянно декларируется и имеет церемониальную роль — такая мечта, сад обетованный. Мол, вступим, и исчезнут все проблемы, не нападет на нас Россия.
Это продается еще западным партнерам чисто как маркер лояльности. Вступление в НАТО используется как давление на те страны и элиты, которые за нахождение понимания с Россией. Динамики в этом вопросе не было, пока Путин не сказал, что это серьезная угроза, «не надо отмахиваться».
Ключевые страны (Германия, Франция) и многие меньшие против вступления Украины в НАТО. Полностью исключить этот вопрос нельзя, так как НАТО может принять такое решение просто в силу политической конъюнктуры. Но условий я пока не вижу.
Путин сказал, что вступление Украины в НАТО — красная линия. США сказали, что мы в упор не видим вашей красной линии, мы не готовы с этой позиции торговаться, давайте идти в нулевую точку, оттуда начать торговаться, вести политический диалог. Вот такой размен тезисами мы сегодня наблюдаем.
— Речь идет именно о вступлении в военный блок, а не европейское экономическое сообщество?
— Членство ЕС Украине вообще в ближайшее время не угрожает.
Нужен ли Байдену Зеленский
— После переговоров Зеленского и Байдена может состояться разговор между президентами России и Украины?
Путин и Зеленский
— Он был бы логичным, но думаю, что сначала Байден будет говорить с Си Цзиньпином, китайским лидером. Вся логика выстраивается под Китай. Я не думаю, что переговоры между Байденом и Зеленским будут продуктивны — доверия нет.
Зеленского считают порождением украинских олигархов, тем парнем, который сделал «их парня Порошенко» на выборах. И тем, кто за спиной вел переговоры с Трампом и помогал ему отравлять выборы Байдену украинской ситуацией. Поэтому Байден будет заниматься Украиной по минимуму.
— Его все еще рассматривают как креатуру Коломойского?
— Да, хотя это не так.
— Что такого может произойти, чтобы вот так Украину принять в НАТО? Когда был конфликт из-за Абхазии между Грузией, она все равно не попала в этот блок.
— Представьте, что ситуация в России дестабилизировалась и та погружается во внутренние проблемы. Тогда — да, просто как элемент обеспечения контроля НАТО за процессами в России из-за цивилизационной связанности двух стран.
С кем говорить России
— Ну это мы так пофантазировали, не дай бог, чтобы что-то было. Момент по поводу Медведчука — я постоянно слышу, что это не тот человек, на которого ставит Кремль, потому что он относительно невыигрышный.
— Сначала о Зеленском и Путине. Эта встреча необходима украинской стороне. Если та не будет готова на какие-то компромиссы в отношении в том числе Донбасса, Путину эта встреча перед выборами будет лишь вредна. О Крыме Россия не готова говорить, о Донбассе отсылает к ДНР и ЛНР.
Остается мало вопросов. Есть смысл в этой встрече, только если Байдену удастся прийти к компромиссу о нормализации хотя бы тактической ситуации, тогда переговоры Путина и Зеленского имеют смысл.
— На кого делает ставку Кремль на Украине? Есть ли там какая-то пророссийская оппозиция?
— Кремль, как всегда, делает ставку на бизнес-круги на Украине. Потому с ней подписан новый транзитный контракт, дающий возможность хорошо зарабатывать. Так что именно поэтому сохраняется высокий уровень экономических отношений. Вообще Кремль никогда на Украине никого особенно не поддерживал. Медведчук — поддержка по остаточному признаку.
… США пытаются приостановить многополяризацию мира, но есть Китай и возросла роль России, которая напоминает Пруссию прошлых столетий — экономически самое мощное государство, но военная сила которого позволяет претендовать на определенную глобальную роль в этой части. Вот эта новая Пруссия на фоне глобального противостояния США и Китая будет требовать все больше мест и зон влияния.
Украина, увы, остается просто периферией западного мира, как раньше была окраиной восточного. Что такое «Северный поток-2». Это исключение Украины из глобальных экономических потоков между Востоком и Западом. Это решение не только России, это решение и Запада.
— Но Байден же обратился к Меркель в этом отношении.
— Я думаю, что сила будущей Украины только в том, чтобы формировать нейтральное государство. Украине нельзя быть ни с Востоком, ни с Западом. Украине может быть только сама с собой.