Возвращение военруков
Во время совещания «О деятельности органов государственной власти, общественно-государственных и общественных организаций по физической подготовке граждан допризывного и призывного возрастов к военной службе: проблемы и перспективы развития» председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев констатировал:
«Подготовка граждан России к военной службе – приоритетное направление государственной политики».
Сенатор рассказал собравшимся о положении дел в сфере подготовки граждан к военной службе, подчеркнув, что за последние годы была создана прочная нормативно-правовая база для реализации этой задачи. Повышается уровень физической подготовки молодых россиян, в том числе и благодаря трудам региональных центров военно-патриотического воспитания.
«Реализация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» и проведение в субъектах РФ оборонно-спортивных лагерей молодёжи, жизнь и быт в которых максимально приближены к армейским условиям, также дают хорошие результаты в физической подготовке молодёжи».
Тем не менее Виктор Бондарев одновременно посетовал и на низкую физическую подготовку допризывной молодёжи, что, по его словам, требует пристального внимания и слаженного взаимодействия как законодателей, так и представителей профильных министерств и ведомств. Участники совещания утвердили проект решения, в котором:
- правительству России рекомендуется рассмотреть возможность подготовки федеральной целевой программы системного развития ДОСААФ России до 2025 года;
- Министерству спорта России предложено повысить эффективность работы со СМИ для освещения всероссийских мероприятий и акций, направленных на пропаганду физической культуры и массового спорта, военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
- Министерству просвещения России рекомендовано изучить возможность выделения раздела «Начальная военная подготовка» (НВП) из предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
Если завтра война
НВП появилась в школах как отдельный предмет в 1930-е годы и была тесно интегрирована с системой ДОСААФ. Старшеклассников обучали:
- метать гранаты;
- стрелять;
- ходить строем;
- оказывать первую медицинскую помощь.
Весь учебный процесс завершался поездкой в войсковую часть, где проводились детальная экскурсия, посещение стрельбища и ознакомление с бытом солдат Советской армии.
Бывший главный санитарный врач России, а ныне депутат Государственной думы Геннадий Онищенко полагает, что решение о возрождении НВП в школах необходимо принимать на уровне правительства России, даже несмотря на то, что в стране уже действует программа ГТО:
«Конечно, этого недостаточно. Я считаю, что правила использования средств химзащиты, оказания первой медицинской помощи должны знать и девчонки, и мальчишки».
Несмотря на вполне однозначное предложение вернуть в школы НВП, член комитета Совета Федерации по обороне Таймураз Мамсуров пояснил журналистам, что речь не идёт о возвращении в школы классического курса начальной военной подготовки. Возможно, это заявление сделано в такой форме, чтобы потенциальный противник не догадался.
Если, по мнению парламентариев, назрела необходимость в возвращении НВП в российские школы, стало быть, у молодых людей современной России появится возможность приобщиться к духу советского времени в парадигме «если завтра война», а поколениям 50+ испытать яркое дежавю. Хотя освежить полученные на НВП фундаментальные знания всегда неплохо:
- дверь – это конструкция, прикрывающая отверстие в стене, с одной стороны которого есть вход, а с другой – выход;
- куст — это совокупность веток, торчащих из одного места.
Советские сны
Навыки оказания первой медицинской помощи, бесспорно, полезны. Юноши и девушки, если их вдруг потянет в сторону армии, всегда могут получить профильное образование и соответствующую подготовку в кадетских корпусах или специализированных классах. В крайнем случае – факультативно или в том же ДОСААФ.
Реанимировать советские традиции – далеко не всегда хорошая идея. В демократической стране, если она является таковой не только декларативно, всё-таки стоило бы предоставлять молодым людям право выбора. Приобщение к военной тематике может иметь совсем не радужные последствия. На это обратил в своё время внимание Пётр Кропоткин:
«Мы увидели, до чего могут дойти люди, даже не глупые и по природе не злые, если они выросли с детства в обожании права военного захвата».
С другой стороны, постепенная реанимация всего советского, включая и взаимоотношения государственной системы и гражданина, выглядит уже вполне последовательной линией правящей политической элиты. Поэтому удивляться смысловым дежавю, похоже, уже нет смысла. Инъекции слабо забытого старого постепенно могут привести к общему знаменателю, о котором устами Остапа Бендера, героя «Золотого телёнка», рассказали Илья Ильф и Евгений Петров:
«Раз вы живёте в советской стране, то и сны у вас должны быть советские!»
В 2010 году президент России Владимир Путин, говоря о судьбе Советского Союза, заметил:
«Кто не жалеет о распаде СССР, у того нет сердца. А у того, кто хочет его восстановления в прежнем виде, нет головы».
В прежнем виде, конечно, вряд ли получится восстановить советскую империю. Уже подросли поколения граждан, сознание которых не замутнено одержимой идеей мировой революции и лекциями по истории КПСС. Именно они в конечном счёте и определят судьбу России.
Тем не менее эксплуатация правящей политической элитой страны этой духоподъёмной идеи продолжается. Возрождение НВП как одной из составляющих обречённости на войну и образа цитадели, на которую перманентно покушаются внешние силы и внутренняя оппозиция, станет системным элементом нового советского пазла.
С другой стороны, тому, у кого нет головы, как заметил президент России, намного проще смотреть те самые советские сны. Этот тезис развил Ярослав Гашек в своём романе «Похождения бравого солдата Швейка»:
«Не всем же быть умными. В виде исключения должны быть также и глупые, потому что если бы все были умными, то на свете было бы столько ума, что от этого каждый второй человек стал бы совершеннейшим идиотом».