Показатели растут за счет детей Великой Отечественной войны, выросших в суровые годы, а статистику уже скоро подправят в другую сторону дети поколения 90-х. Такое мнение «Правде.Ру» высказала член комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты РФ Элина Жгутова.
— Чем вызван нынешний рост продолжительности жизни россиян?
— Рост дают люди, которые родились в военное и послевоенное время. Те, кто выжил после Великой Отечественной войны, обладали недюжинными жизненными способностями и богатырским здоровьем, потому что в тех условиях выживали сильнейшие. И вот эти сильнейшие сейчас и выживают. Это поколение моих родителей и чуть младше. Поэтому заслуги государства, с моей точки зрения, здесь нет никакой.
После отчета Минфина гуляет такой факт, что на компенсацию зарплат депутатам поддержку банков деньги нашли, а миллиард на поддержку ветеранов не нашелся. Тогда о чем мы говорим?
— Что, на ваш взгляд, влияет на продолжительность жизни человека?
— Это достаточно детализированный социологический разбор. Я могу сказать, что сейчас, по отчетам той же Ольги Голодец, в России 30 млн человек находятся за чертой бедности. Так вот, я думаю, что множество людей, которые пострадали от хлынувшего в страну в 1990-е годы алкоголя, неконтролируемых наркотиков, порнографии, на 80% пересекаются с людьми, которые находятся за чертой бедности. То есть эти группы практически эквивалентны.
И что будет потом, когда родят новое поколение люди, которые не получали психиатрической помощи, которых никто не воспитывал и не контролировал? Кого мы можем родить, находясь в таком социальном нокауте? Тогда наступил некий прорыв «железного занавеса», и можно было все, и люди это все получили. Но, как известно, это был подарок злой феи. Поэтому когда эти люди сейчас родят новое поколение, мы еще пожнем урожай. И это скажется и на демографии, и на продолжительности жизни.
— Что-то можно изменить?
— Столько отрицательных тенденций! Все говорят: а что надо сделать? Столько вещей, которые можно просто не делать, и будет результат. Поэтому надо говорить о том, чего можно не делать для достижения позитивного результата по демографии.
Очень много чего можно сделать для демографии, даже не материальных вещей. Пока у нас государство ведет себя по отношению к тем же материнским пособиям, как бизнесмен, который своих детей не видит и считает, что решение всех проблем лежит на дне толстого кошелька. И когда его жена (условно говоря, правительство) ставит проблему, что рождаемость понизилась, он говорит: «На тебе 10500 рублей, и все у нас будет хорошо». Но это не так, простите.
Я даже не говорю о том, что получат не все. Это совершенно не основное. У нас родители денег больше потратят на себя. Если мы будем поощрять потребительство и эгоцентризм, что мы получим? Хоть сколько дай, просто больше потратят на себя, не на детей.
— Россия может когда-нибудь приблизиться к тому рубежу продолжительности жизни, который достигнут в западных странах?
— Классик это уже озвучил когда-то: «Жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе». Мы верим, конечно.
Недавно политолог Сергей Кургинян дал некий рецепт, совет. Речь о том, что государству нужно определиться, на каком стуле оно все-таки сидит. Власти хотят подражать западным ценностям? А западные ценности — это не швейцарский воздух, а семейная политика, гендер, разнополые браки, половое просвещение, приемные семьи, ювенальная юстиция и т.д.
А что всегда ложилось в основу семейной политики русского государства? Традиционная многодетная семья, целомудрие, вера и т.д. Надо просто определиться. Неудобно на двух стульях сидеть. И пока мы будем сидеть на двух стульях, не будем знать, что нам делать.