Ослеп, опоздал или в доле? Почему Навальный не расследует мигрирующих банкиров

Соратники Соболь в свою очередь не собираются ей помогать, более того, источник в ФБК сообщает, что прямо сейчас фонд занялся ее отцом Эдуардом Андреевичем Феденевым.

Кто вы, Эдик-Аудит

Помимо отца Соболь в деле фигурирует еще один человек — Олег Новиков. Так зовут бывшего начальника Эдуарда Андреевича. С ним он работал в аудиторской фирме «Банкс-эксперт», ныне ликвидированной. Компания засветилась на выдаче сомнительных заключений ряду банков.

Большинство из них — банки группы знаменитого в каком-то смысле Анатолия Мотылева. Финансист сначала довел до краха банк «Глобэкс». Тогда его спас ЦБ. Затем Мотылев открыл новые. Некоторое время они держались наплаву, но в 2015 году четыре банка и семь пенсионных фондов лишись лицензии, а Мотылев стал фигурантом трех уголовных дел и пустился в бега. Вместе с ним пропал и Феденев.

Эдуард Андреевич долго вел дела Мотылева, его подпись стояла на ряде положительных аудиторских заключений, контакт имелся в телефонах многих банкиров и чиновников, где напротив номера значилось: Эдик-аудит. Он занимался не только заключениями, но и консультациями по выводу средств за границу или их обналичиванию. Во всяком случае так говорят источники в силовой и банковской средах. Сейчас он вернулся в Москву и даже ходит на оппозиционные митинги. То есть с долгами денежными или иными он разобрался.

Источник фото: ВКонтакте

Но в 2015 году помимо следователей его искали и некоторые бизнесмены. Например, господа Добрынин, Чернов и примкнувший к ним Шаклеин. Первые двое — члены бизнес-клуба Кировской области. Второй, вероятно, родственник экс-губернатора Кировской области, или же этот самый отставной чиновник лично. Связаться с этими людьми нам не удалось, но кто это — мы знаем.

Источник фото: ВКонтакте

Все они — знакомые Никиты Белых, Шаклеина, Навального и Феденева. А еще и Григория Гусельникова.

Деньги протеста

Господин Гусельников вместе с семьей владеет сегодня латвийским Norvik Banka. Недавно он публично обвинил главу регулятора страны в вымогательстве взятки. И проходит свидетелем. Но дело может появиться и в отношении его самого. Norvik, теперь он называется PNB Banka, подозревают в отмывании 2,5 миллиардов долларов. Банк замешан в коррупционных схемах и часто преследует интересы крупных политиков. Например, там работал Гиртс Страуюмс, сын премьер-министра Латвии в 2014–2015 годах Лаймдоты Страуюма. А в январе 2018 года зампредом независимого совета Norvik Banka стал бывший премьер-министр Дании и экс-генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. Банк может быть причастен к переводам денег в Россию — поддержку протестных сил, а также к выводу средств из России — их отмыванию. Во всяком случае источники в финансовой сфере в беседе на эту тему не использовали слова «возможно» и «вероятно».

Сегодня Norvik Banka фигурирует в деле задержанного по подозрению в мошенничестве основателя инвестиционного фонда Baring Vostok Майкла Калви. Якобы через Norvik фонд финансировал акции против системы «Платон» и митинги обманутых дольщиков перед президентскими выборами 2018 года.

Косвенным доказательством вины может служить еще кое-что. Гусельников переехал в Латвию из Кировской области. А в ней он владел и руководил Вяткой-банком, куда перешел из Бинбанка в 2009–2010 годах. Сначала он руководил им через зарегистрированную на Кипре Opidius Holdings Ltd, а затем, по сути, купил сам у себя через Norvik Banka и переименовал в ПАО «Норвик Банк».

Белых, Навальный и фонды

Но в 2009 году организация еще называлась Вяткой. Тогда же в области появился «Фонд поддержки инициатив губернатора Кировской области», который возглавил известный блогер Алексей Навальный, в то время советник ныне сидящего за взяточничество губернатора Никиты Белых.

Всеми операциями фонда занималась Вятка. Фонд же собирал с местных бизнесменов деньги на «реализацию инициатив губернатора, которые нельзя финансировать из бюджета». Бизнесмены получали письма за подписью первого лица региона с «просьбой», и почти всегда отзывались на нее.

Сегодня латвийское агентство Pietiek обвиняет Гусельникова в том, что часть средств фонда выводилась в его Norvik, а затем уходила в офшоры. Об этих операциях как минимум был осведомлен господин Навальный. И тут схема простая. Бизнесмену нужно вывести деньги из России. Он «откликается» на почти официальную просьбу чиновника и переводит деньги в фонд поддержки инициатив, который публично может и не упоминать, кто и сколько в него перевел. Затем банк, ведущий дела фонда, выводит деньги в «материнский» банк за границей, а тот уже оставляет их в офшорах. Разумеется, не бесплатно. Агентство Pietiek утверждает, что таким образом из России связка Гусельников-Белых-Навальный вывели 123 миллиона долларов. Вся история кончилась в 2012 году, когда в Вятку пришли с обысками.

Папа Соболь и «Роспил»

А теперь вопросы и ответы на них. При чем тут Мотылев? А при том, что его дела, как мы помним, вел Эдуард Феденев, отец Любови Соболь, которая пришла работать в навальнинский проект «Роспил» юристом в 2011 году. В 2015 году его искали бизнесмены из Кировской области, в том числе, «поддерживающие инициативы губернатора региона». Чем занимался Феденев, по слухам? Помогал выводить деньги за рубеж, вел дела финансиста Мотылева, банкротившего банки и ныне скрывающегося в Лондоне. В Лондоне сегодня живет и выводивший деньги Гусельников и даже имеет британское подданство. Чем, тоже разумеется по слухам, занимался фонд инициатив, возглавляемый Навальным? Выводил деньги за рубеж. В Кировской области фонд «инициатив» дело привычное. Точно такой же фонд существовал и действовал и при предыдущем губернаторе Николае Шаклеине. Никита Белых — его ставленник и преемник. Фонд назывался «Возрождение». Совпадение или нет, но с сыном Шаклеина Станиславом в соцсетях дружит Любовь Соболь.

Алексей Навальный часто обвиняет силовиков в бездействии и слепоте, но тут почему-то ослеп сам. Факты указывают на то, что он не может не знать о делах Мотылева, Гусельникова и примкнувшего к ним Шаклеина, но ФБК не публикует материалов с заголовками вроде «Гнилые банкиры» или «Куда смотрит ФАС в деле латвийско-русского банкира». Остается ждать, чем кончится расследование Волкова об Эдике-аудите и его бывшем начальнике и надеяться, что мы вообще его увидим. Или же заняться самим.

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:
Похожие новости:
Почему пенсионная реформа - это дефолт власти перед обществом
Миронов: надо принять закон об учитывании чиновниками мнения граждан
Верховный суд не допустил "Родину" до выборов в думу Брянской области
Выборы-2019: предварительные итоги
Крепостные Лосино-Петровского: XXI век
Путин устроит «разбор полетов» по саботажу с ФАПами
Песков назвал слухами версию о теракте в Магнитогорске
Военный аналитик: США блефуют с Россией, потому что у них слабая карта