«Мы ищем чудеса не там»: чем опасны святочные гадания

Традиция не прекращать празднование между двумя этими великими праздниками зародилась в глубокой древности и уже в Римской империи (если не раньше) начала вбирать в себя пережитки язычества — гадания и прочие проявления суеверий, разумеется, осуждаемые Церковью.

В Российской империи действовал специальный закон, запрещающий «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».

У славян христианское значение Святок изначально переплеталось с языческой обрядовостью, основанной на древних представлениях о сверхъестественной силе «поворотного» времени, когда день становится дольше ночи, свет одолевает тьму — они органично вписывались в символику Рождества (явление Спасителя и смена хаоса божественной упорядоченностью).

«Пограничность» этого периода в мифологическом сознании ассоциировалась с открытием «портала» между нашим и потусторонним мирами, блуждании душ умерших среди живых и разгулом нечистой силы. Так и зародилось представление о том, что на Святках людям открывается возможность «заглянуть» за грань миров посредством гаданий и узнать, к примеру, собственное будущее.

«В эти дни происходит нечто совершенно непонятное человеческому разуму: открывается небо, как поется во многих песнопения, и Бог сходит к людям в этой тайне боговоплощения. Конечно, этими открытыми вратами можно попользоваться — что-то там углядеть, высмотреть для себя. Это народное отношение, не духовное», — объясняет протоирей и настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове отец Александр Агейкин.

По его словам, ожидание чудес на Рождество во многом связано еще и с так называемым Николиным днем: на праздник Николая Чудотворца — особо почитаемого святого, милосерднейшего святителя — было принято одаривать близких. «Из его жития мы знаем многие моменты, когда он втайне помогал тем людям, которых окормлял, и вообще горожанам. И поэтому люди с дореволюционных времен понимали, что дети ожидают подарков от святителя Николая в день его празднования», — сказал настоятель собора «Правде.Ру»

Фото по теме

8 Фото

Гадания: Вещие сны, изменившие мир

Эти (как, впрочем, и все остальные) христианские представления пытались искоренить советские власти в начале ХХ века многое пытались упразднить — «но то, что дорого народу, было привито к новой системе, к новым праздникам, к широко отмечаемому Новому году и Рождеству, которое люди вновь обрели после многих лет гонений на Русскую православную церковь, поэтому произошло некое смешение понятий и событий».

Протоиерей напоминает, что Церковь всегда была против гаданий, об этом неоднократно говорит Господь в Евангелии, и вообще Священное писание очень жестко относится к моментам волхования, гадания и разных чародейств, потому что верующим людям это больше напоминает грехопадение.

«Когда Дьявол искушал первого человека через Еву, одно из его предложений было: «Если ты послушаешь меня, то вы будете как боги, то есть будете знать многое — то, что от вас скрывает Бог». Но человеку неполезно обладать всей полнотой знаний. Бог дает человеку все, что нужно для его спасения. А знания сверх этого совершенно не делают человека лучше.

Во многих евангельских притчах Господь говорит, что человеку всегда надо быть в собранности духа, ума, сердца — готовым встретиться с Богом либо лицом к лицу, оставив этот мир и перейдя порог вечности, либо в Пришествие Господне. И человеку полезно не откладывать что-то на тот день, который ты себе запланировал через получение какого-то особого знания, а готовиться каждую минуту быть честным и открытым в ответе перед Богом», — объяснил наш собеседник.

Святочные гадания

Старший миссионер того же собора Александр Коршаков считает, что у современного человека вполне может быть «ветхий» образ мышления, из-за которого и появляются интересы вроде гадания.

«Я в соборе занимаюсь в том числе предкрещальной подготовкой, и люди, которые крестятся, должны, как сказано, «совлечь ветхого человека» — т.е. изменить свой образ жизни и образ мыслей: был ветхий образ жизни, теперь новый. И обращение к гаданию — это когда человек не поменял образ мысли, он мыслит еще не по-евангельски, а действительно по-ветхому, даже по-язычески. Ведь Господь откликается на нашу молитву, на то, что мы умом и сердцем к Нему обращаемся с верой и надеждой. А когда мы надеемся на какой-то магизм — это просто набор действий (он тоже иногда важен, но обязательно еще надо ум и сердце прилагать). У нас в церкви ставят свечи — это правильный символ молитвы, но иной человек поставит свечу и думает, что это уже повлияет на что-то. Это подмена настоящей духовной жизни какими-то конкретными действиями, а Богу нужно наше обращенное сердце. Трудно с любовью подойти, трудно весь свой ум вложить, сконцентрироваться, свое сердце вложить», — говорит миссионер.

По его мнению, еще одна причина популярности гаданий — свойственное людям, но неверно интерпретированное ожидание чуда. «Мы постоянно ищем чудеса не там, где они происходят. Церковь говорит, что Рождество, боговоплощение — самое великое событие в истории человечества, ничего более великого не произошло. Бог удостоил нас такой чести, что он стал таким же, как мы, человеком. Мы забываем, что самое великое чудо происходит на каждой литургии», — констатировал Александр Коршаков.

Желание чуда не для всего мира, а именно для себя — это проекция эгоизма и проблема семьи, в которой отсутствует традиционное единство между людьми, и каждый «сам за себя и сам по себе», согласен с миссионером Александр Агейкин. «Самая главная проблема сегодняшнего общества — это недостаток любви и скатывание к упрощению всего, к эгоистическому отношению, нехватка отношений, основанных на добре и взаимной любви», — уверен он.

Почему к гаданиям тяготеют преимущественно женщины? Потому что по своей психологии они «совершенно различны» с мужчинами, отвечает настоятель Богоявленского собора. «Дьявол избрал объектом своего искушения именно женщину, которая имеет большое влияние на мужчину. По предназначению сотворенного человека и данного ему помощника в сотворенной женщине они должны быть единым целым, находиться в гармонии, дополнять друг друга. Женщина по-другому воспринимает мир, но ничем не умалена от Бога, и это было явлено нам в Рождестве: Богородица стала источником боговоплощения, родила сына Божьего, и это много говорит о месте женщины, о ее роли, о восстановлении той гармонии, которая была разрушена при грехопадении», — разъяснил собеседник «Правды.Ру».

«Нельзя сказать, что в то время как женщина гадает, мужчина активно занимается богопознанием. Мужчины, по моему наблюдению, часто проявляют некое безразличие к духовным вопросам, они просто заняты. А безразличие Господь осуждает не менее строго. Богородица — это самый великий и самый святой человек в истории человечества, потому что Господь как Бог не творил греха, а она как человек совершила самый великий подвиг борьбы с грехом. Самый великий подвижник у нас — женщина, и весь феминизм заканчивается на этом», — подытожил Александр Коршаков.

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:
Похожие новости:
Суд отказал превратить Урюпинск в гей-столицу
Россия отменила коронавирусные ограничения на пересечение сухопутной границы
Совет Госдумы призвал ООН потребовать от Украины прекратить обстрелы ЗАЭС
Россиян предупредили о критически низком коллективном иммунитете к коронавирусу
Минобороны заявило об уничтожении двух украинских ДРГ на купянском направлении
Беспилотник упал возле железнодорожной станции в Крыму
В США рассказали о возможном исходе конфликта Польши с Россией
Аэропорт Махачкалы закрыли из-за проникновения неизвестных