По просьбе «Правды.Ру» заявление прокомментировал заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский:
— Основная проблема — у нас уровень политических отношений на порядок выше экономических отношений. Это дает определенные резервы роста, хотя их не так много.
Проблема в том, что наша экономика не в состоянии отвечать на китайские вызовы.
Еще в 1995 году объем наших экономик был равным. Сегодня Китай нас обогнал в восемь раз по показателю ВВП. У Китая потребностей достаточно много, особенно в российском сырье — нефть, природный газ, лес, рыба, продукция сельского хозяйства. Но может ли Россия удовлетворить китайские потребности? ? Рынок Китая — миллиард четыреста миллионов человек. А может ли Россия удовлетворить потребности Китая в соевых бобах или в пшенице?
Есть у нас возможность развития контактов в области науки и техники. В Китае сейчас начали производить собственные атомные реакторы. Россия на сегодняшний день помогает строить в Китае только одну АЭС, в то время как американцы и французы строят в Южном Китае атомные реакторы в несколько раз больше.
То же самое и со строительством самолетов. Мы не используем возможности, мало сотрудничаем с Китаем. Потом, посмотрим на объем взаимных инвестиций — они минимальные. Из России деньги идут не в Китай, они идут в страны Запада. Из Китая объем инвестиций не более миллиарда долларов в год. Есть у нас резервы, но мы их не используем.
Российско-китайская торговля идет в основном через валюту третьих стран, в основном через доллар США. А это проводка денег через американские банки. Работать с американскими банками сегодня — автоматически попадать под санкции. Мы должны работать напрямую — рубль-юань. Когда мы будем работать напрямую и рассчитываться в юанях, тогда будет все по-другому.