11 октября 2018 года Общественная палата Российской Федерации, Общество русской словесности, Русское географическое общество, Российское историческое общество и Российское военно-историческое общество запустили общероссийский конкурс «Великие имена России».
Сорок пять российских аэропортов, по замыслу организаторов, дополнят именами выдающихся соотечественников. То есть было просто «Шереметьево», а станет «имени кого-то». Предложения принимались до 28 октября. Голосование случится уже в конце ноября 2018 года.
«В России много великих имен, и это наш исторический капитал. Миллионы людей, которые проходят через аэропорты, узнают больше о своих выдающихся соотечественниках», — объяснил секретарь Общественной палаты Российской Федерации Валерий Фадеев, добавив, что «это простое и понятное решение».
Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский в свою очередь подчеркнул, что «очень логично и правильно использовать воздушные ворота наших городов для познания и популяризации отечественной истории и культуры».
Решение-то простое и понятное — особенно для тех, кто хорошо или на «троечки» учился в советской общеобразовательной школе. Правда, как показывает суровая реальность, очень многим придется еще и объяснять, кто он такой этот Циолковский, куда и зачем шел Ломоносов и кого там разбудили декабристы.
В России сохранилось великое множество памятников Владимиру Ульянову-Ленину. Не счесть по стране улиц, проспектов и площадей, которые по-прежнему носят имя вождя мирового пролетариата.
Вот спроси школьника или студента, кто он такой товарищ Ленин, так большинство крепко задумаются и цвет их настроения сразу станет серо-буро-малиновым. В лучшем случае скажут, что это один из участников «Битлз» (Леннон), а его жену зовут Йоко Оно. И такое бывает. YouTube пестрит подобными исследованиями.
Выходит, что сформулированная задача с продвижением великих имен с помощью выбранного маркетингового инструмента уже не догоняет по главному показателю — эффективности.
Эстетика сетевого флешмоба по такой достаточно деликатной теме закономерно уводит это самое «простое и понятное» в тренд «тупо поржать» и к хайпово-балаганной теме. К примеру, поклонники артиста Сергея Шнурова уже предложили присвоить его имя аэропорту «Пулково».
Что тогда будут делать организаторы и власти, если голосование не оставит шансов никому, кроме артиста, воспевшего «лабутены»? Для концептуальной визуализации объявят конкурс на создание скульптурной композиции по мотивам песен Сергея Шнурова?
«Аэропорт Кокорина и Мамаева — не понятно, сядешь ты или нет? Ну и, наконец, можно назвать аэропорт именем петербургской актрисы Ксении Раппопорт. Будет аэропорт Раппопорт», — пошутил известный телеведущий Иван Ургант.
Было предложено назвать аэропорт «Шереметьево» именем Егора Гайдара. Кто-то решительно «за», кто-то уже собирает камушки для баррикад. В Калининграде появилось даже целое движение против переименования местного аэропорта. Где тогда та самая консолидирующая роль, о которой постоянно говорят из телика?
В принципе довольно странно москвичу влезать в обсуждение питерцев, как им следует назвать свой аэропорт, а жителям Екатеринбурга голосовать за имя воздушной гавани в Калининграде. Хотя, может, так и способнее выйдет, не знаю.
Помимо всего прочего, граждане невольно прикидывают и стоимость переименований уже существующих аэропортов, сравнивая со своей семейной микроэкономикой на фоне «беспрецедентного роста зарплат», о котором недавно сообщил гражданам России министр труда.
Разумеется, когда речь идет о чести страны, разговор о деньгах неуместен, но это все так, если результат способствует объединению общества, а не ругани на заданную тему. Разумеется, и не развлекухе, невольными участниками которой стали имена великих людей России.
Не способнее ли заняться учебниками и теми же образовательными программами, которые в советское время в изобилии демонстрировались по телевидению? Ну раз задача состоит именно в просвещении.
Тем более, что голосование голосованием, а решение все равно примут местные власти, что и правильно. Хотя бы потому, что выбор имени имеет еще и маркетинговую составляющую, которую рассчитывают, а не принимают большинством голосов на сайте.
Имя потребует и стилизации интерьеров, и взвешенного информационного наполнения. Та же латинская транскрипция тоже играет не последнюю роль, ведь многие аэропорты, которые заявлены в конкурсе, — международные. Есть множество нюансов, которые абсолютно не связаны с массовым участием граждан.
Безусловно, новым аэропортам необходимы названия, но зачем «Шереметьево», «Внуково», «Кольцово», «Домодедово» и «Пулково» нагромождать еще и дополнительными именами? В чем смысл создания мутанта наподобие «Внуково имени Бабушкина»?
Я понимаю, что для того, чтобы заняться учебниками по истории России, нужно приложить и интеллектуальные усилия. Конечно же, проще и понятнее провести шумную медийную акцию (мол, народ таки узнал своих героев) и выложить как отчет статистику посещений сайта конкурса и показатели пассажиропотока аэропортов.
На мой взгляд, вся эта статистика в лучшем случае сведется к именам таксиста, который привез в аэропорт, и симпатичной стюардессы, предложившей рыбу или мясо в пластиковом боксе. А «Шереметьево» на слуху так и останется «Шариком».
Фото: Pravda.Ru
Читайте также:
Комедия о блокаде Ленинграда названа «Праздником…»
Миф о том, будто бы советское руководство пировало во…
Стартует проект фильма о блокаде Ленинграда
Смерть за жизнь: как снимали блокаду Ленинграда