За кем и зачем следят из Израиля
Частная израильская фирма NSO Group Technologies — акроним NSO образован от начальных букв трех основателей компании:
Была основана в 2010 году
- Нивом Карми (Niv Carmi),
- Омри Лави (Omri Lavie),
- Шалевом Хулио (Shalev Hulio).
По состоянию на 2017 год в NSO Group, которая находится между Тель-Авивом и Нетанией в курортном городке Герцлия, трудилось почти полсотни сотрудников.
Судя по интервью, которые дали несколько ныне действующих и бывших официальных лиц, они убеждены, что основанная отставными офицерами израильской разведки фирма предоставляет правительству Израиля какую-то информацию о тех, кто пользуется ее spyware.
«Глупо полагать, что NSO не будет делиться конфиденциальной информацией о национальной безопасности с правительством Израиля, — высказался Washington Post на условиях анонимности бывший высокопоставленный сотрудник национальной безопасности США, который тесно сотрудничал с израильскими спецслужбами. — Это не означает, что они являются прикрытием для израильских органов безопасности, но правительства всего мира предполагают, что NSO работает с Израилем».
В октябре 2018 года в Стамбуле произошло резонансное убийство журналиста и писателя Джамаля Хашогги, который известен своей нелицеприятной критикой насельников Белого дома и королевского семейства Саудовской Аравии. Племянник торговца оружием Аднана Хашогги и двоюродный брат любовника принцессы Дианы Доди Аль-Файеда исчез в недрах генерального консульства Саудовской Аравии в Турции. После расследования было найдено расчлененное тело и обезображенное лицо 59-летнего оппозиционера.
Бывший специальный докладчик ООН по «внесудебным казням» Агнес Калламард (Agnès Callamard) высказала подозрение, что сотовые телефоны близких к Хашогги людей были заражены программой «Пегас», включая основателя интернет-компании Amazon и владельца издательского дома Washington Post Джеффа Безоса (Jeff Bezos). NSO в лице одного из отцов-основателей категорически отрицали это преступление.
Мы ребята непростые
Основателями NSO стали бывшие члены израильского подразделения радиоэлектронной разведки 8200, которое, по сути, соответствует деятельности National Security Agency — Агентству национальной безопасности США (АНБ). Имя командира этого элитного подразделения в звании бригадного генерала не подлежит разглашению.
NSO вынуждена была публично признать, что в некоторых случаях ее клиенты переступали закон и вели наблюдения не за преступниками и террористами, а за одиозными с их точки зрения журналистами и прочими активистами.
Парижская некоммерческая организация журналистов Forbidden Stories и правозащитники из Amnesty International получили доступ к списку из более чем 50 000 телефонных номеров в тех странах, которые практикуют слежку за своими гражданами. Все они оказались клиентами NSO Group. В списке не указано, кто и почему ввел номера, и неизвестно, сколько телефонов отслеживались.
В Forbidden Stories курировали расследование активности проекта Pegasus, а тем временем Amnesty International провела судебно-медицинский анализ. Она открыто критиковала шпионский бизнес NSO и поддержала безуспешный иск против компании в израильском суде с требованием отозвать ее экспортную лицензию.
Эмманюэль Макрон
Среди тех, кого прослушивали, как удалось выяснить репортерам, числятся свыше тысячи человек из более чем 50 стран:
- три президента:
десять премьер-министров:
три действующих:
семеро бывших:
- один король — марокканский Мухаммед VI;
- несколько членов королевской семьи Саудовской Аравии,
- более 600 политиков и правительственных чиновников, включая министров кабинета, дипломатов, офицеров вооруженных сил и служб безопасности,
- минимум 65 руководителей предприятий,
- 85 правозащитников,
- 189 журналистов.
Адвокат, представляющий интересы NSO, сообщил прессе, что у его клиентов были «веские основания» полагать, что список состоит из общедоступных «поисковых» услуг, не связанных с клиентами NSO.
Как признался Хулио, он «очень обеспокоен» тем, что прочитал в новостях о проекте Pegasus.
«Все обвинения в неправильном использовании системы касаются меня. Это подрывает доверие, которое мы вызываем у клиента. Мы все расследуем».
Хулио добавил, что за последние 12 месяцев NSO расторгло контракты с двумя своими клиентами из-за опасений по поводу нарушений прав человека.