История «живой фотографии» в России

Фото: AP

А самый первый в истории киносеанс состоялся за пять месяцев до петербургского дебюта. Произошло это 28 декабря 1895 года в Париже, в кафе на бульваре Капуцинок, где братья Огюст и Луи Люмьер продемонстрировали свой синематограф, имевший необычайный успех. Именно эта дата считается днем рождения кино.

Читайте также: Трехмерное кино опасно для здоровья

О новом парижском аттракционе довольно быстро узнали в других европейских столицах, и уже в феврале следующего года аппараты Люмьеров, с помощью которых можно было снимать и демонстрировать кинофильмы, появились в Лондоне, Брюсселе, в апреле — в Берлине, в мае — в Вене, Петербурге, Москве, а затем в Мадриде и Нью-Йорке. К концу года синематограф оказался в Египте, Индии, Японии и даже Австралии!

Первый российский киносеанс прошел в летнем саду «Аквариум» на Каменностровском проспекте северной столицы. Он не был организован специально — десятиминутную подборку фильмов братьев Люмьер продемонстрировали, чтобы заполнить время антракта, но эффект от синематографа был потрясающим. Через пару дней первый киносеанс состоялся в Москве, а летом того же года фильмы знаменитых французов показывали уже на Нижегородской ярмарке! Здесь ленты увидел Максим Горький, который сделал подробное описание своих впечатлений.

«Вчера я был в царстве теней… Там звуков нет и нет красок. Там всё окрашено в серый однотонный свет… Это не жизнь, а тень жизни, и это не движение, а беззвучная тень движения». Размышляя над увиденным, писатель предрек этому «изобретению, ввиду его поражающей оригинальности… широкое распространение», но, вместе с тем сделал и печальный вывод: «раньше, чем послужить науке и помочь совершенствованию людей, синематограф послужит Нижегородской ярмарке и поможет популяризации разврата».

Летом того же 1896 года в первом петербургском кинотеатре, который располагался на Невском, 46, началась регулярная демонстрация фильмов братьев Люмьер. Поначалу зрители могли увидеть здесь только иностранные фильмы. Осенью «живая фотография» добралась до Киева, Харькова и Ростова-на-Дону.

Фото: AP

Заботясь о повышении популярности своего детища, изобретатели кино, французы, стали снимать сюжеты из жизни разных стран, где демонстрировались фильмы, в том числе и о России. Так, французские операторы зафиксировали на пленке коронацию Николая II, а затем сняли ленты о донских казаках, о добыче нефти в Баку, о рыбной ловле на Волге и даже о военных маневрах. Французы делали попытки снимать художественные фильмы на классические сюжеты, для чего своих актеров иностранцы наряжали в старорусские костюмы. Вскоре появились и первые отечественные кино-мастера.

Началось всё с «Первого синематографического ателье А. О. Дранкова», хозяин которого, известный журналист и фоторепортер Александр Осипович Дранков, попытался в 1907 году наладить собственное производство фильмов. Новое дело сопровождалось крикливой рекламой: «Первое в России синематографическое ателье! Выделка лент для синематографов! События России и окраин! Виды городов и деревень!» Помимо цены, в те годы фильмы сопровождались и обязательным указанием метража пленки: «Виды Москвы и Московский Кремль» — 153 м, 91 руб., 80 коп., «Свидание государя-императора с английским королем Эдуардом» — 500 м., 180 рублей. Помимо документалистики, Дранков начал первым в России снимать и художественные фильмы.

Наибольшую известность приобрел его «костюмный» фильм «Стенька Разин и княжна», иначе называемый «Понизовская вольница». Актеры, наряженные в театральные костюмы и с приклеенными бородами, интенсивно жестикулируя, изображали кипение страстей вокруг атамана Стеньки Разина и персидской княжны. Несмотря на то, что сюжет и финал всем хорошо известны, между эпизодами в фильм были вставлены титры — для пояснения происходящего. Ленту сопровождала специально для нее написанная симфоническая музыка, автором которой стал композитор И. Ипполитов-Иванов.

Читайте также: Глава известной кинокомпании предложил заменить попкорн полезной едой

В итоге фильм получился на семь с половиной минут. Его первая демонстрация состоялась 15 октября 1908 года и прошла с большим успехом, на волне которого у Дранкова появился конкурент — в Москве съемки фильмов начал Александр Ханжонков. Именно соперничество Дранкова и Ханжонкова стало на протяжении десяти лет наиболее мощной движущей силой развития русского кинематографа. К 1916 году в Петербурге существовали уже девять фирм по производству фильмов, работало 18 контор, занимавшихся прокатом, а также было зарегистрировано 144 кинотеатра, из них 30 только на Невском проспекте.

Фото: AP

Любопытно, что именно на Каменностровском проспекте Северной столицы, там, где некогда состоялся первый российский киносеанс, незадолго до революции расположилась кинематографическая фирма инженера Карпинского. Хозяин назвал свое предприятие «Омниум-кино» — здесь снимали документальные ленты и делали художественные фильмы, которые с удовольствием смотрели в Петербурге и Москве. После 1917 года, когда кинематограф был объявлен важнейшим из искусств, все имущество «Омниум-кино» было передано Петроградскому кинокомитету. Тут, на месте театра-сада «Аквариум», впоследствии была построена знаменитая на весь мир киностудия «Ленфильм».

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:
Похожие новости:
Рослесхоз: ущерб от лесных пожаров в 2019 году составил 7 млрд руб
Дети мобилизованных россиян пожаловались на травлю в школе
Губернатор показал кадры разрушений после удара ВСУ по российскому поселку
Шойгу заявил о стремлении Запада затянуть конфликт на Украине
В Совфеде назвали условие для начала США переговоров с Россией
Жители Сочи описали обстановку в городе после потопа
После госпитализации с подозрением на холеру иностранца проверят троих россиян
Появились кадры с места атаки дрона ВСУ на российский маслодельный комбинат