Вашингтон характеризует ситуацию «новой эрой конкуренции великих держав»
Проблема в том, что США отказали другим странам в праве требовать уважения от других государств в их собственных регионах или осуществлять там преобладающий контроль. Речь шла не о том, чтобы сильные не навязывали свою волю слабым. США просто эту волю вознамерились диктовать всем, угрожая давлением любого рода: от разрушительных санкций до прямой смены режима. Долго так продолжаться просто не могло.
В итоге Вашингтон сейчас характеризует ситуацию «новой эрой конкуренции великих держав», когда Китай и Россия все чаще используют свое могущество для отстаивания интересов и ценностей, которые зачастую противоречат интересам и ценностям США. И произошло это по историческим меркам довольно быстро.
Китай не стесняется использовать все рычаги влияния в Азии
Доля США в мировом ВВП, составлявшая в 1950 году почти его половину, уменьшилась с одной четвертой в 1991 году до одной седьмой сегодня. Соответственно уменьшаются и варианты возможного влияния. К примеру, в проекте «Один пояс, один путь» Китай может инвестировать 1,3 триллиона долларов в инфраструктуру вокруг себя. США же оказались способны предложить только 113 миллионов долларов новых инвестиций.
При этом в Китае в четыре раза больше жителей, чем в США, что не могло не сказаться на экономическом балансе. Разумеется, Китай не стесняется использовать все рычаги влияния в Азии, поэтому из 20 крупнейших ИТ-компаний девять являются китайскими. Существенно выросли и военные расходы, и военный потенциал Китая. Четверть века назад его оборонный бюджет составлял одну 25-ю часть военного бюджета США. В настоящее время армия Китая — на третьем месте в мире.
Разговоры о мировом порядке по указке США не имеют под собой оснований
Что касается России, то она никогда не сравняется с СССР, но по-прежнему является ядерной сверхдержавой, имеющей арсенал, который функционально эквивалентен арсеналу США и гораздо более подготовленной армией.
Так что разговоры о мировом порядке по указке США не имеют под собой оснований. Но американские аналитики и политики по-прежнему цепляются за образы Китая и России, сформированные в эту ушедшую эпоху, и их мнения о противниках не имеют связи с действительностью.
С точки зрения интересов и ценностей США, последствия увеличения мощи Китая и России по сравнению с мощью США неблагоприятные. Во многих регионах дела идут не так, как бы хотелось Госдепу.
Так что имеет смысл все-таки признать, что другие державы имеют свои сферы влияния. У Вашингтона есть и другие способы воздействия на расчеты издержек и выгод других стран, кроме конфронтации. Хотя именно в военной сфере Вашингтону понадобятся партнеры — но партнеры, которые приносят больше пользы, чем создают риски.
Однополярного мира больше нет
В свое время у НАТО был аналог в Азии, SEATO (Организация Договора по Юго-Восточной Азии), и даже аналог на Ближнем Востоке, CENTO (Организация Центрального Договора). Отставив в сторону концепции сфер влияния, американцы сами списали в утиль половину работающих институтов. Как оказалось, очень преждевременно.
«Просто нужно помнить, что и Китай, и Россия обладают надежным ядерным потенциалом ответного удара, то есть способностью выдержать первый ядерный удар и нанести ответный удар, который может уничтожить США»,- считают эксперты.
Однополярного мира больше нет, а вместе с ним исчезла и иллюзия, что другие страны просто займут отведенное им место в мировом порядке во главе с США. Это положение вещей — факт, и понимать его более прагматично, чем грезить о всемогуществе.
Подпишитесь на нашу рассылку
Подписаться
Обсудить
Темы
кнр
нато
сверхдержава
ядерное оружие
холодная война
Новости партнеров